Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Пекин наносит «криптоудар» по доллару США: Москва готовится

На днях Центробанк России заявил о возможности появления цифрового рубля. Данная новость стала полной неожиданностью, поскольку ранее Эльвира Набиуллина высказывалась скептически в отношении введения национальной криптовалюты.

Например, ещё в 2019 году в ЦБ заявляли, что цифровой рубль не даст никаких ощутимых преимуществ экономике. Все поменялось буквально за несколько месяцев.

Следует отметить, что о необходимости введения цифрового рубля уже несколько лет подряд говорит академик Сергей Глазьев. Так, национальная криптовалюта позволит установить контроль над целевым использованием средств, а также исключить риски мошенничества.

Действительно, технология блокчейн позволяет отслеживать каждую транзакцию. Для России этот момент особенно актуален ввиду низкой эффективности освоения бюджетных средств.

Используя цифровой рубль, правительство может быть уверенным в том, что деньги пойдут по назначению, а процесс выявления коррупционной составляющей будет происходить моментально.

К сожалению, предложения Глазьева не были реализованы вовремя. В связи с этим Россия находится только на начальном этапе создания национальной криптовалюты. В это же время Китай уже перешёл к практическому использованию данного инструмента.

Летом этого года Народный банк КНР запустил в массовое обращение цифровой юань. В качестве эксперимента были выбраны три города: Шэньчжэн, Сучжоу и Сюнань. Китайская национальная криптовалюта зачислялась в качестве зарплат чиновникам, вознаграждения медицинским работникам, а также шла в бюджеты муниципалитетов и иных государственных учреждений.

Всего было открыто порядка 113 тысяч персональных цифровых кошельков и 8,8 тысячи корпоративных. Граждане Китая имели возможность свободно оплачивать цифровым юанем покупки в магазинах, аптеках, ресторанах и т. д. Всего за несколько месяцев было протестировано 6700 транзакций цифрового юаня.

Народный банк КНР признал вышеописанный опыт успешным. Теперь Китай на основе своей криптовалюты готов бросить вызов мировой гегемонии доллара.

Помимо внутреннего применения цифрового юаня, Пекин планирует его широкую внешнюю экспансию. Так, на основе блокчейна предполагается организовать систему взаиморасчётов с Ираном, Венесуэлой, КНДР, Кубой, странами Африки и, возможно, с Россией (по оборонным контрактам).

Изначально для повышения уровня доверия к цифровому юаню в качестве его обеспечения Китай будет использовать доллары США, на втором этапе – золото. Соответственно, криптоюань в любой момент можно будет обменять как на американскую валюту, так и на драгоценный металл.

Таким образом, Китай привязывает экономику ряда государств к свой собственной. Более того, Народный банк КНР сможет проводить эмиссию криптоюаня без каких-либо ограничений. Сейчас для «печатания» фиатной валюты необходимо придерживаться определённых правил, навязанных международными финансовыми структурами.

Да, есть механизмы обхода, но они существенным образом ограничивают инструмент дополнительной эмиссии. Введение национальной криптовалюты позволит обрести реальный финансовый суверенитет.

Анализируя опыт Китая, можно прийти к выводу, что для России появление цифрового рубля является не менее актуальной задачей.

К сожалению, из-за либерально-монетаристской политики финансово-экономического блока правительства, которая реализовывалась все предыдущие годы, Россия отстала в разработке собственной криптовалюты. При этом наша страна обладает всеми необходимыми технологиями и компетенциями для реализации данного проекта.

Неслучайным является тот факт, что Центробанк заявил о подобной возможности именно сейчас. Смена правительства и переход от политики либерального монетаризма к государственному капитализму диктует необходимость поиска новых решений, способных обеспечить долгожданный прорыв. Введение цифрового рубля полностью соответствует данной задаче.

В качестве примера практического применения крипторубля можно привести реализацию российско-иранской программы «Нефть в обмен на товары». Данный проект разрабатывался Москвой и Тегераном в 2016–2017 годах.

Его суть заключается в том, что Иран поставляет России свою санкционную нефть с приличным дисконтом, а взамен вместо денежных средств получает российскую промышленную продукцию. Речь шла об оборудовании для электростанций, транспортных средствах, обновлении железнодорожной инфраструктуры и т. д.

Общая стоимость программы оценивалась в 50 млрд долларов за 5 лет. Но в любом случае торговля подобного типа должна была проходить через денежные взаиморасчёты. Другими словами, при продаже нефти на специальные счета зачисляется валюта, которую Иран может потратить исключительно на закупку российской продукции.

К сожалению, реализовать программу так и не удалось. Одним из основных препятствий выступила угроза санкций. Сторонам не удалось найти механизм обеспечения безопасности проведения платежей и прочей информации. В связи с этим проект был отложен на неопределённый срок.

Введение цифрового рубля позволит решить вышеописанную задачу. Помимо повышения эффективности бюджетных расходов внутри России, наша страна сможет проводить успешное экономическое сотрудничество с санкционными странами.

Несмотря на огромный потенциал, оцениваемый в десятки, а возможно, и сотни миллиардов долларов, реальное торгово-экономическое взаимодействие с теми же Ираном или Венесуэлой находится на низком уровне.

Если ранее, при предыдущем составе правительства, подобные инициативы (например, введение цифрового рубля) воспринимались как очередные пустые слова, то теперь имеется уверенность в том, что заявленные проекты будут доведены до конца.

Автор: Константин Двинский

Больше в Экономика КитаяБольше записей в Экономика Китая »
Больше в Экономика РоссииБольше записей в Экономика России »
Тема Mission News от Compete Themes.