Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В ожидании референдума доверия Владимиру Путину. Зачем голосовать?

ЦИК разблокировала средства, выделенные на проведение всероссийского голосования по поправкам в Конституцию. Вопрос о дате всенародного голосования — первый и главный из вопросов российской внутренней политики на лето 2020 года.

Ответ на него зависит от скорости избавления от «ковидлозависимости» и от настроений граждан. Отменить голосование или переносить его бесконечно нельзя: поправки так значительны, что воспринимаются как новая Конституция. Пока они не приняты, Основной закон как бы «стоит на паузе». Он есть, но его нет.

24 мая председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова в интервью «Российской газете» заявила, что дистанционное голосование по поправкам в Конституцию может пройти сразу в нескольких российских регионах.

Что касается общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, то дистанционное голосование в масштабах страны применяться не будет. Речь может идти пока не более чем о трёх-четырёх регионах, пока только на основе применённой ранее «московской» технологии,

— сообщила она.

Памфилова отметила, что такую инициативу должен проявить сам регион, «защитив в ЦИК свою готовность и способность выполнить все требования». Интервью Памфиловой было приурочено к вступлению в силу нового федерального закона, который и сделал возможным дистанционное голосование (с помощью портала госуслуг и почты) для всех российских регионов с 2021 года.

На следующий день, 25 мая, появилось сообщение о том, что ЦИК разблокировала 14,8 миллиарда рублей, выделенных на проведение всероссийского голосования.

Новость об этом «не попала в топ», но и не затерялась среди других новостей. Что ж, карантин медленно и с боями, но всё-таки отступает, эпидемия страшной «ковидлы» занимает в материалах СМИ всё меньше места.

Всё больше места отдаётся нормальным новостям экономики и политики. А вопрос о том, когда состоится назначенное на 22 апреля, а затем перенесённое на неопределённый срок всенародное голосование по поправкам в Конституцию, постепенно становится самым больным вопросом российской внутренней политики.

Хотя бы потому, что агитация граждан за эти поправки не прекращалась ни на один день. Речи именитых и простых граждан о том, как остро необходимы нам статьи Конституции, защищающие родной язык, нормальность семьи, нерушимость границ, доступность медицинской помощи и индексацию пенсий, звучат из телевизора по всем каналам. Не слышно только одного: когда же судьбоносное голосование?

Закон не требовал. Зачем голосовать?

Самый интересный и небанальный вопрос в связи с предстоящим всенародным голосованием — это вопрос о том, зачем оно вообще понадобилось. По существующему и никем не отменённому российскому законодательству защищёнными главами Конституции являются первая, вторая и девятая. Чтобы их изменить, необходимо созвать конституционное собрание и провести референдум.

То и другое сделать то ли очень сложно, то ли невозможно вовсе, и уж точно невозможно сделать быстро: так и не утверждён конституционный закон о конституционном собрании, внесённый в Госдуму в 2000 году, а закон о референдуме таков, что подготовить его быстрее чем за год невозможно.

Поправки 2020 года затрагивают более 20 статей Конституции, но для их принятия и вступления в силу достаточно голосования (конституционным большинством) в Государственной Думе, в Совете Федерации и в двух третях региональных парламентов.

Затем поправки подписывает президент — и Конституция изменена. Эта процедура осталась неизменной и была полностью выполнена: за поправки проголосовали почти все региональные депутаты и, разумеется, федеральный парламент. Президент подписал.

Всенародного голосования для вступления поправок в силу не требуется. До такой степени не требуется, что в проекте документов, которые сейчас рассматривают в администрации президента, внимательные читатели находят ссылки уже на статьи обновлённой Конституции.

Ещё не принятой или уже принятой? Как же так, что ж такое?

А дело в том, что в законе о конституционных поправках, за которые проголосовали депутаты и которые подписал президент, есть вторая статья, которая гласит, что поправки вступают в силу после одобрения всенародным голосованием. Наверное (раз уж так считают Конституционный суд и главное правовое управление президента), эта статья не противоречит девятой неизменяемой статье Конституции.

Но этого всенародного голосования до сих пор не было ни в одном российском законе. Однако в законе о поправках оно появилось по предложению президента, и теперь избежать этого голосования нельзя.

Президент счёл, что поправки слишком серьёзны и вызывают слишком значительную дискуссию в обществе.

Не референдум, но всё-таки референдум

Несомненно, одной из главных причин такого отношения Владимира Путина к конституционным поправкам было то, что они, помимо прочего, предусматривают возможность лично для него участвовать в следующих президентских выборах.

Эта поправка, внесенная «с голоса» Валентиной Терешковой, сразу стала восприниматься как главная (по принципу «вот для чего они все это затеяли, теперь ясно») и может быть по-настоящему легитимной только в том случае, если получит не номенклатурное, не внутриэлитное, не формальное, а именно всенародное одобрение.

Политически «всенародное голосование» является всё-таки референдумом или, как говорят политологи, «голосованием референдумного типа» — когда голосуют не столько за конкретное предложение, но фактически одобряя или не одобряя деятельность политика, который это предложение внёс.

Политологам будущее российское конституционное голосование напоминает референдумы, которые проводил во Франции величайший из президентов этой страны Шарль де Голль. Генерал считал, что граждане, даже не разбираясь в конкретном вопросе, который он предлагает им обсудить, проголосуют за предложение, которое он внёс, так как выразят таким образом ему своё доверие.

Если же доверия не будет — он больше не имеет морального права быть президентом. Будучи последовательным в своих убеждениях, в 1969 году де Голль досрочно покинул свой пост, хотя очередной референдум не имел никакого отношения к президентскому посту и вопрос о доверии прямо на нём не ставился.

Владимир Путин — не просто глава российского государства. Согласно Основному закону он гарант Конституции. Кроме того, доверие к нему граждан на всём протяжении его правления было выше, чем к любым государственным институтам и любым политикам.

С этой точки зрения вопрос о сроках его пребывания на посту — действительно главный вопрос политической повестки дня, и этот вопрос, раз уж он поставлен, не может оставаться без ответа. Президент, опираясь на огромный запас своей легитимности, вынес этот вопрос на референдум. Он мог бы этого не делать, но сделанного не воротишь. Отказаться теперь от своих слов он не может.

От 22 апреля к 24 июня, 8 июля или далее?

Итак, вопрос о том, состоится ли голосование, ставить нельзя. Можно обсуждать лишь вопрос, когда.

Агитация в поддержку президентских поправок продолжается всю весну с неослабевающей интенсивностью. В ней задействованы эксперты и политики, знаменитые актёры и врачи. Но прекрасные слова в пользу поправок есть, а даты голосования до сих пор нет. Почему? Разумеется, потому, что нельзя проводить столь гигантское массовое мероприятие поперёк всех карантинных мер.

Если нельзя гулять по паркам, прикасаться друг к другу плечами в общественном транспорте, ездить в гости к родственникам, заниматься спортом и даже ходить на работу можно только по специальному разрешению, как собирать граждан на избирательных участках? Тем более что референдум будет легитимным — то есть определяющим в глазах самих граждан России — только в том случае, если голосование будет по-настоящему всенародным. Иначе говоря, если в нём примет участие абсолютное большинство граждан.

Пока социологи на этом направлении опасности не фиксируют: о своём намерении прийти на избирательные участки стабильно говорят более 60% избирателей. Но нужно понимать опасность, которую несут «социально одобряемые» ответы. И понимать, что усталость от «домашнего ареста» и «цифрового концлагеря» накапливается от опроса к опросу. Не то что бесконечно, а и сколько-нибудь долго переносить голосование нельзя.

Первоначально в указе президента стояла дата 22 апреля. Этот указ не был исполнен, так как начались «нерабочие дни» и «самоизоляция». Во время последней встречи с Эллой Памфиловой президент отметил, что издавать новый указ о проведении всенародного голосования он не станет до тех пор, пока не сможет поставить в нём конкретную дату. Какой может быть эта дата?

Насколько можно судить, сейчас обсуждаются три возможности: 24 июня, что будет особенно символично, если в этот день пройдёт и юбилейный парад Победы; 8 июля, так как к этому времени в большинстве регионов, по-видимому, будет снято большинство карантинных ограничений и можно будет говорить о возвращении к нормальной жизни; 13 сентября, единый день голосования, так как одобрение Конституции в этот день повысит легитимность выборов губернаторов и депутатов законодательных собраний в трети российских регионов.

Какое решение примет президент, мы не знаем.

Главная политическая проблема в том, что чем дольше откладывается «день выборов», тем больше оснований и возможностей у оппозиции и «западных партнёров» спекулировать на тему «Путин боится».

Логика у них есть: эпидемия, карантин, вызванные ими социальные и экономические трудности, прежде всего рост безработицы, снижение уровня и качества жизни, огромная усталость, накопленная в обществе, могут вызвать протестное голосование.

Протестное движение не против содержательных поправок в Конституции — кто против индексации пенсий? — и даже не против Путина. А просто против тяжёлой беспросветной жизни, против отсутствия изменений к лучшему. А провести референдум поспешно означает подставиться под обвинения в том, что президент не бережёт свой народ. Угрожает ему заразой.

Владимиру Путину нужно пройти, как он сам говорит, между Сциллой и Харибдой. Принять идеальное решение в самой сложной социально-политической ситуации за всё время своего правления.

Автор: Андрей Перла

Тема Mission News от Compete Themes.