Marketsignal logo

Как и зачем Facebook и Google могут подслушивать разговоры пользователей



Люди все чаще замечают странности с показом рекламы в сервисах международных интернет-гигантов. Рекламные объявления поумнели настолько, что кажется, будто поисковики и соцсети научились читать мысли. Что это: очередная паранойя или нас действительно прослушивают?

Конспирологические теории по поводу того, что IT-компании непрерывно прослушивают клиентов через встроенные микрофоны смартфонов, планшетов и ноутбуков, существуют давно.

Скептики отвечают, что глобальная слежка невозможна по техническим причинам, но пользователи все чаще находят подтверждения своим страхам. Если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят.

Как и зачем Facebook и Google могут подслушивать разговоры пользователей

Как и зачем Facebook и Google могут подслушивать разговоры пользователей

Тем более, что возможности по обработке и хранению голосового трафика в облаке за последние пять лет существенно выросли.

Прослушка в «мирных» целях

Российский журналист Владимир Зыков говорит, что ему удалось «поймать с поличным» компанию Google, которая якобы просушивает пользователей с целью показа им релевантного контента.

Проще говоря, IT-гигант узнает интересы человека, чтобы подстроить под них результаты поисковой выдачи и рекламные объявления. Все это не является открытием; Google составляет цифровой портрет каждого пользователя на основе его поисковых запросов, истории просмотра сайтов и множества других параметров.


Но, по словам Владимира Зыкова, поисковик начал предлагать ему контент, которого он не искал, а только обсуждал вслух с другими людьми.

«Вот и YouTube [«дочка Google» — ред.] научился подслушивать, о чём говорят пользователи. Я об этом стал подозревать какое-то время назад и на днях решил провести эксперимент, который всё подтвердил…

Раньше о новом видео автора можно было получить уведомления в виде пуша, если я на него подписывался. Сейчас YouTube сам решает, что будет пушиться: мне регулярно стали приходить уведомления о новых видео авторов, на которых я не подписан, но их ролики пару раз посмотрел…

Не так давно заметил, что пушиться стали вещи, которые я не смотрел до этого, но о них с кем-то говорил. Долго думал, что это совпадение. Но такие случаи стали происходить регулярно», – рассказывает Владимир Зыков на своей странице в Фейсбуке.

«Тогда решил провести эксперимент: стал обсуждать вслух фильм ужасов «Оно». Его я не смотрел. Информацию о нём я не гуглил. Но три раза за день специально обсуждал вслух. И ближе к ночи YouTube прислал мне пуш про фильм «Оно», – продолжает автор.

По его словам, эксперимент проводился со смартфоном на операционной системе Андроид. При этом приложение Ютьюб не было открыто в моменты, когда Зыков произносил название фильма.

В комментариях к его посту пользователи обратили внимание на то, что разработчики ПО могут получать информацию напрямую из Android, который по умолчанию слушает все вокруг в ожидании голосовой команды «Окей, Google!».

Ранее похожий эксперимент, только с мобильным приложением Facebook провела профессор университета Южной Флориды Келли Бернс. Она обсуждала с собеседниками определенные темы, а затем наблюдала за появлением в своей ленте связанной с ними контекстной рекламы.

По мнению профессора, приложение Фейсбук может прослушивать пространство вокруг смартфона (по крайней мере, когда оно находится в активном режиме) и следить за всеми действиями пользователя на устройстве.

Администрация Facebook частично подтвердила выводы Келли Бернс. Правда, представители соцсети настаивают, что сбор данных об интересах пользователя происходит без использования микрофона, а владелец гаджета может влиять на этот процесс через настройки приложения.

Google (не) читает вашу почту

Не является большим секретом тот факт, что гиганты IT-индустрии используют методы негласного сбора информации о большом числе людей.

Так, минувшим летом компания Google объявила, что прекращает сканировать электронные письма пользователей Gmail. Корпорация признала: анализ переписки использовался для таргетирования рекламы.

Например, человек писал другу о своем любимом коте, а поисковая система Google показала ему рекламу кошачьего корма. Сообщения пользователей просматривал специальный робот.

Когда об этом стало известно, американские пользователи Gmail обратились в суд и указали, что не хотят, чтобы их письма просматривались даже машиной, да еще и в коммерческих целях.

Корпорация заявила, что прекратит сканирование писем для оптимизации рекламы и предложила истцам мировую. Правда, в проекте мирового соглашения, который она направила в суд, говорится, что Гугл будет воздерживаться от просмотра чужих писем в течение трех лет.

По всей видимости, однажды компания примется за старое. При этом и сегодня администрация Gmail оставляет за собой право анализировать письма пользователей в целях борьбы с фишингом, спамом и другими видами мошенничества.

Кто-то может возразить, что работа с голосовыми данными, которые теоретически могут быть собраны со смартфонов, требует гигантской технической базы.

Но если учесть, что сегодня каждый второй пользователь Android использует голосового помощника, диалоги с которым обрабатываются на серверах Google, то глобальная прослушка выглядит вполне реальной.

Еще лет 10 назад многие не могли поверить, что десятки миллиардов электронных писем могут просматриваться и анализироваться роботами, но сегодня это признанный факт.

Автор: Алексей Привалов


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ



Загрузка...