Marketsignal logo

Сюрпризы-2017. Владимир Путин, Дональд Трамп и Hyperloop



Пока десятки наших блоггеров копошатся в соцсетях, обсасывая статью Пинчука в Wall Street Journal, финансовые аналитики США подсчитывают убытки Илона Маска от очередного переноса запуска Falcon 9. Скажете, причем одно к другому?

При том, что с избранием Дональда Трампа, который симпатизирует Маску, Штаты размечтались о технологическом прорыве и победе над Китаем, где им не обойтись без России.

Вы что-то слышали о проекте Hyperloop Маска, который одобрил Владимир Путин? Пинчук наверняка слышал, потому и накропал статью.

Сначала о пользе чтения всякой технической литературы. Друзья мои, блоггерские пересуды, как и бессмертные строки Шевченко – это, конечно, наше все. Но мир идет дальше. Причем в некоторых вопросах он ушел настолько далеко, что мы за ним категорически не поспеваем.

Сюрпризы-2017. Владимир Путин, Дональд Трамп и HyperloopГаджеты становятся все умнее и умнее. На дороги осторожно выходят беспилотные автомобили. Искусственный интеллект с каждым годом дружелюбнее к человеку. Мы же тем временем потребляем преимущественно китайский ширпотреб и наращиваем производство кукурузы & кормового зерна во вселенских объемах.

Это, безусловно, здорово, ибо жители стран Азии и Африки, а также “хамонные свинки” в Испании жрут это с огромным аппетитом, но неперспективно с точки зрения глобального прогресса. То есть прогресс – это поезд, который едет мимо станции “Украина”.

Главное в этой ситуации не удивляться впоследствии, узнав, что нанятая за серьезное бабло лоббистская фирма в Вашингтоне (которую новый лидер Штатов, говорят, терпеть не может за грязные игры против него) не может подружить украинскую власть с новой администрацией. А еще хуже – не в состоянии поссорить Трампа с Путиным.

И на повестке дня (о, ужас!) появляется вопрос снятия, пусть и частичного, санкций с РФ. Почему? Потому что есть такая штука, как потребность в инновационном прорыве и… Hyperloop.

Начну немного издалека. Несколько лет подряд основные достижения научной мысли ограничивались в основном совершенствованием интернет-технологий и передачей данных. Что, в общем-то, близко и пересекается. В сфере принципиально новых материалов, двигателей, химических составов и способов лечения тяжелых болезней человечество особо не продвинулось.

Самый инновационный бизнесмен планеты – Илон Маск – потерпел ряд неудач как в космических проектах, так и в автомобильных. После тяжелой аварии в сентябре прошлого года ракеты-носителя Falcon (взрыв также повредил пусковую установку) акции SpaceX упали почти на 9%. О бюджетных полетах в космос и тем более фантазиях на тему колонизации Марса пришлось забыть.

Если на Марс пока никто не собирался всерьез, то выпуск электромобилей рассматривался как реальная конкуренция топливным двигателям. Но… и автомобильная составляющая бизнеса Маска – Tesla Motors – в 2015 году потеряла почти $900 млн. Итогов за 2016-й год еще нет, но очевидно, что, несмотря на прибыль в третьем квартале, Tesla Motors не сможет покрыть убытки за предыдущий период.

Электроавтомобили проиграли битву за потребителя главным образом из-за отсутствия идеального аккумулятора, над созданием которого уже не один год бьются тысячи гениев и десятки компаний во всем мире.

Однако неудачи не смущают Маска. Он продолжает анонсировать очередные автомобильные новинки типа автопилотов, супер-быстрых электрокаров и производство новейшего типа литиевых батарей. И все еще стремится в космос.

Но, помимо электромобилей и космоса, у него есть еще один проект, о котором в стране победившей кукурузы знают крайне мало. Речь идет о Hyperloop: электрических поездах, летящих в вакууме со скоростью, вдвое превышающей скорость самолета.

Выглядит это так:

 

Этот принципиально новый вид транспорта, который может перемещать грузы и пассажиров внутри частично вакуумизированных труб с помощью линейных индукционных электродвигателей и воздушных компрессоров (пардон, за “умняки”), Илон Маск презентовал еще в 2012 году как идею. Hyperloop юридически принадлежит его компании SpaceX, но раскруткой проекта, сбором финансирования и техническими разработками занимаются два дочерних предприятия – Hyperloop One и HTT.

В Россию проект привел один из соучредителей Hyperloop One Шервин Пишевар: летом прошлого года он имел аудиенцию с Владимиром Путиным и добился его благосклонности. Более того, даже подписал с мэром Москвы Сергеем Собяниным меморандум о намерениях совместно работать над проектом применения технологии Hyperloop.

Все это было до избрания Дональда Трампа президентом США и могло остаться на уровне намерений и небольших частных инвестиций российских олигархов (так оно и было, собственно). Но парадокс в том, что, хотя Илон и его партнеры были финансовыми донорами фонда Хиллари Клинтон (как, кстати, и Пинчук), а Шервин Пишевар даже обещал спонсировать калифорнийский референдум за отделение от Штатов, Трамп симпатизирует Маску. Настолько, что пригласил его в свою команду советником по экономике.

“Сепаратист” Пишевар, видимо, покинет компанию (к нему есть целый ряд претензий и несколько судебных исков, помимо выходки с Калифорнией), а реализацией проекта займется непосредственно Маск при покровительстве людей Трампа.

Это означает, что коммерческие проекты Илона Маска становятся частью государственной стратегии новой администрации США, ориентированной на технологический прорыв. И в них есть место и для России.


Сюрпризы-2017. Владимир Путин, Дональд Трамп и HyperloopЧерез 10 дней после того, как Трамп выиграл президентские выборы, российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил о кратном увеличении финансовой доли в американском проекте Hyperloop. Об этом 19 ноября 2016 года сообщил «Интерфакс» со ссылкой на главу фонда Кирилла Дмитриева.

Для справки. РФПИ – инвестиционный фонд, созданный правительством России в 2011 году для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Капитал под управлением фонда – $10 млрд.

Еще один сигнал. Спустя пару недель после заявления Дмитриева руководство компании Moscow Tesla Club объявило, что с 2017 года электрокары Tesla Motors и зарядные станции Supercharger к ним будут официально поставляться в Россию по сертификатам Tesla Motors. Более того, их якобы уже начинают активно разворачивать “на Московщине” и в Сочи. До сих пор был только “серый завоз” единичных экземпляров Tesla: из-за санкций российский рынок не был в приоритете у Маска.

Вообще, если загуглить слова «Hyperloop», «Tesla» и «Россия» за последние месяцы, вывалится уйма публикаций, под заголовками типа “Россия на пути к инновационной революции”. И почти всюду упомянут Hyperloop и перспективы сотрудничества с США. А недавно Минтранс РФ даже заявил, что первая транспортная система Hyperloop стоимостью 30-40 миллиардов рублей может вскоре появиться на участке от Китая до порта Зарубино. И это уже реальность.

Также появились публикации на тему перспектив сотрудничества русских и американцев в космической отрасли и в сфере беспилотных автоперевозок. Этот фантастический, на первый взгляд, проект (автомобили без водителей) через несколько лет станет чем-то привычным, как WiFi.

Поезда на автопилоте уже давно вовсю шуруют по дубаям и не только. Проекту робоавтомобилей Google пошел седьмой год. Беспилотные таксопарки в крупных городах США готовятся развернуть компании Tesla Motors и Uber. Осталось доработать грузовики таким образом, чтобы они возили контейнеры с товарами без водителей. И это как раз выгодно для таких стран, как США и Россия.

Сюрпризы-2017. Владимир Путин, Дональд Трамп и HyperloopВ декабре штат Мичиган первым в Америке разрешил продажу серийных робомобилей и такси без водителя. И почти в это же время Федеральное дорожное агентство РФ и агентство транспорта Финляндии начали закладку инфраструктуры, которая позволит функционировать беспилотным автомобилям в транспортном коридоре Хельсинки – Москва – Санкт-Петербург. Пока в тестовом режиме, в перспективе – в обычном.

СМИ пишут, что, по мнению экспертов, к 2020 году автобеспилотники смогут выйти на дороги общего пользования как в США, так и частично в России. Обе страны заинтересованы сделать большой рывок и обогнать на поприще беспилотных авто Китай, поскольку только роботы способны победить китайцев и прочих азиатских трудоголиков.

И тут интересы России, которой не хватает стартапов, и Америки, которой не достает российских инженеров и наработок, очевидно пересекаются.

Понятно, что Россия и США никогда не будут политическими партнерами и, тем более, союзниками, за исключением, пожалуй, звездных войн, если до нас доберутся инопланетяне (пардон, мультиков насмотрелся на выходных). Но уже сейчас понятно, что для достижения значимых технологических прорывов им просто неизбежно придется кооперироваться. Возможно, Трамп как профессиональный бизнесмен понимает это лучше, чем Обама или Хиллари как профессиональные политики.

При этом фантазии, которые у нас пишут на тему “пакта о разделе сфер влияния” и определения в этом пакете места для Украины, это размышлизмы для икспердов, никогда не слышавших про Hyperloop etc. У супердержав впереди глобальная война за перетягивание экономического одеяла на себя. Попутно Трамп мечтает “обнулить” КНДР – китайского (а вовсе не российского, как у нас пишут) сателлита. Для чего ему придется оставить судьбу Сирии в руках России, Ирана и Турции.

Профессор университета Гонконга Джеймс Ван в прогнозе для хедж-фонда Pine River China Fund, который опубликовало американское агентство Bloomberg, сделал аргументированные выводы, что полномасштабная торговая война между США и Китаем может начаться уже в 2017 году.

Причем в потенциальном столкновении профессор отдает преимущество КНР, чьи власти имеют больше рычагов влияния на экономику и смогут, по мнению ученого, эффективней поддержать своих экспортеров.

Как показали события прошлого года, когда рухнула Шанхайская биржа, один умышленный или неумышленный финансовый обвал в Китае может обесценить американские инвестиционные фонды в считанные часы и создать цепную реакцию “сдувающегося пузыря” на рынке ценных бумаг. Ну, и России с ее традиционно слабым рублем от этого приятного будет мало.

Сюрпризы-2017. Владимир Путин, Дональд Трамп и HyperloopТак что, если Америка и Россия договорятся в 2017 году, это будет союз собаки и кошки против повара – Китая, а вовсе не пакт по Украине. Нас это не касается в принципе, потому как глобальные темы “не наш размерчик”. Мы как продавали кукурузу и металлургическое сырье, так и будем продавать. Тем, кто купит.

Посему новости о том, что “украинское государственное предприятие «Укроборонсервис», входящее в состав ГК «Укроборонпром», совместно с американской компанией Aeroscraft планирует производить в Украине американскую винтовку М16, сродни сборке “Мерседесов” в Запорожье отверточным способом. Путем к инновационному прорыву это уж точно не является. Поверьте на слово…

Продолжение следует.

Автор: Егор Смирнов


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта