Marketsignal logo

Время больших ожиданий: чего ждут и получат МВФ и Украина друг от друга



Когда в минувшую среду, 18 мая, в Киеве закончила свою работу очередная миссия Международного валютного фонда, итоговое заявление её главы Рона ван Рудена не просто слушали. Ему внимали.

Очень уж многое зависит в сегодняшней Украине от результатов и оценок этой самой миссии, работавшей в рамках второго пересмотра программы расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility).

Время больших ожиданий: чего ждут и получат МВФ и Украина друг от друга К глубокому сожалению особенно нетерпеливых, ван Руден, возглавляющий с ноября 2015-го наш беспокойный украинский сектор, был деловит и сух. И по-западному весьма обтекаем в суждениях.

Похвалил украинское руководство за прогресс для достижения будущей экономической стабильности, не вдаваясь в объяснение, что сегодня для украинской экономики наиболее стабильно — какое-то развитие, стагнация или таки глубокий кризис.

Речевая окрошка Порошенко: Майданный клоун ушел в нациесозидающий астрал

Речевая окрошка Порошенко: Майданный клоун ушел в нациесозидающий астрал

Напомнил об обязательности осуществления различных структурных реформ и институциональных преобразований.

В который раз строго сделал логическое ударение на необходимости неукоснительной борьбы с коррупцией и повышении дальнейшей прозрачности действий украинских властей.

О самом же главном, чего так ожидало всё истомившееся большинство собравшихся, сказал даже не сам руководитель миссии, а официальный представитель МВФ Джерри Райс.

Тот был ещё более краток, но чуть конкретен: объединения третьего и четвёртого траншей Фонда в рамках очередного пересмотра расширенного финансирования не будет.

Решение о выделении третьего транша в $ 1,7 млрд будет принимать совет директоров МВФ в июле месяце.Для положительного решения по данному вопросу от Украины ожидают выполнения ещё целого ряда условий. Пока составляют список.

Что там в списке МВФ?

Симптоматично, что комментировать и объяснять эти столь короткие и сухие заявления представителей Международного валютного фонда вначале принялись украинские власти.

Ещё в последние дни работы миссии новый глава фракции Блока Петра Порошенко (БПП) Игорь Грынив (стал главой фракции после ухода Юрия Луценко на пост генпрокурора) рассказывал, как формируется новый список требований МВФ к новому правительству Владимира Гройсмана, какие вопросы утратили актуальность, какие добавились.

И главное — какие законопроекты станут обязательными к принятию парламентом независимой Украины, по мнению МВФ. Подобный правовой диссонанс, кстати, уже мало кого удивляет в стране.

Следом первый вице-премьер и немножко министр экономического развития Украины Степан Кубив (глава Национального банка Украины (НБУ) в феврале — июне 2014 года, при котором произошла первая постмайданная девальвация гривны с 9 до 12 грвн/$) тоже рассказал о том, что и правительство, и Верховная Рада находятся на заключительном этапе согласования законодательных инициатив.

Которые-то и дадут возможность эффективно сотрудничать с международными финансовыми организациями.

Для получения транша МВФ на лето Украине вроде бы даже сформировали некое «домашнее задание» — 14 законопроектов для рассмотрения и принятия Верховной Радой.

А замглавы администрации президента Украины Дмитрий Шимкив так вообще насчитал 24 законопроекта, которые нужно будет срочно принять.

И для получения очередного транша от Международного валютного фонда, и для дополнительных гарантий правительства США на 1 миллиард гривен.

Подобный «разброс» в цифрах вполне объясним: чёткого, единого, общедоступного, а главное — окончательного списка требований МВФ к украинским властям сегодня нет.


Есть только постоянно пополняемый перечень «хотелок», который будет расти и расти. Вне зависимости от степени их выполнения. Чтобы ещё крепче и сильнее «привязать» Украину к МВФ.

Как Украина уничтожает свой статус транзитного государства

Как Украина уничтожает свой статус транзитного государства

И сделать даже предполагаемый разрыв просто невозможным. Нечто вроде постоянно самосовершенствующегося финансового капкана.

Потому что МВФ на сегодня превратился в основного финансового хозяина и кредитора нынешних украинских властей (из $ 8 млрд предполагаемой финансовой помощи в 2016 году $ 5,8 млрд ожидались именно от МВФ).

А какой рачительный хозяин бросит сам своё добро? Поэтому, если даже новые условия МВФ обретут форму некоего документа, типа меморандума, который подписывало предыдущее правительство Арсения Яценюка, — нет никаких гарантий, что он не будет снова дополняться и изменяться.

Причём делаться это будет столько, сколько будет необходимо МВФ. Что известно о списке требований МВФ на сегодня? Пока сведения собираются по косвенным признакам.

Например, как минимум два законопроекта, явно бывших в списке требований Фонда, подписанном прошлым правительством, на прошлой неделе провалены Верховной Радой.

Законопроект № 3768, предусматривающий автоматизированную процедуру ареста средств должников, был отправлен депутатами на доработку.

Провалился и закон о создании системы электронного приказного производства № 3769.

Подобная система должна была бы снизить нагрузку на судебную систему, путём рассмотрения дел в короткие сроки с использованием информационных технологий и взыскания долгов с должников без их вызова в суд. Но, как видно, не судьба.

А о том, что эти законопроекты были и в новом перечне требований МВФ, стало ясно после комментариев депутатов, сожалевших о новых трудностях на пути сотрудничества с МВФ.

Кстати, новый спикер парламента Андрей Парубий всё же не теряет надежды, что до конца этой сессии парламента всё же удастся принять список законопроектов «от МВФ».

А вечный революционер Олег Ляшко активно зарабатывает политические очки, громогласно требуя опубликования нового «списка МВФ», т. е. содержания договорённостей между МВФ и Украиной, достигнутых в ходе работы майской миссии МВФ.

Вот так. Списка вроде бы и нет, а политические дивиденды уже зарабатываются.

Новое правительство в курсе. А куда деваться?

Без сомнения, в парламенте есть люди, более-менее осведомлённые о самом последнем перечне требований МВФ, имеющихся на конец мая 2016 года. Но их не так много.

В конце концов, Верховную Раду и её депутатов уже давно низвели до уровня «чего изволите». Когда будет нужно проголосовать как требуется — тогда, что называется, и просветят.

Почему американский посол на Украине отбил атаку Порошенко

Почему американский посол на Украине отбил атаку Порошенко

А пока зачем выносить сор из избы и увеличивать риск «слива информации»? Только цену траншу повышать.

Гораздо большим уровнем осведомлённости могли бы похвалиться в Кабинете министров. Ведь львиную долю этих самых требований им же и выполнять.

А МВФ не та структура, чтобы о каком-то требовании да и подзабыть.

Например, в меморандуме от марта 2015 года присутствовали чёткие требования к украинскому руководству: 1) до середины 2016 года понизить уровень инфляции с двузначной цифры до однозначной; 2) к 2020 году снизить госдолг до 71% ВВП; и 3) до 2017 года отказаться от государственного субсидирования и ликвидировать дефицит бюджета «Нафтогаза Украины».

Такая тонкость, как смена правительства, Международному валютному фонду слабо интересна. Теперь наверняка это обязательство уже входит в сферу ответственности команды Владимира Гройсмана.

Как и то, что МВФ поставит в «незачёт» провал этих требований: 1) по оценкам Нацбанка в 2016 году инфляция составит около 12%, сам МВФ допускает 14−15%, а среди экспертов даже звучит цифра 20−25%; 2) госдолг сейчас действительно немного снижается (по банальной причине отсутствия каких-либо кредитов Украине в этом году), но падает и ВВП (экономика в руинах).

За прошедший год, по сведениям Госстата, соотношение госдолга к ВВП даже выросло до 79%; 3) потенциальное состояние «Нафтогаза» действительно удалось улучшить — прежде всего, за счёт повышения цены на газ для собственного населения и предстоящего повышения тарифов в несколько раз.

Поэтому превратится ли в «плюс» рост доходности «Нафтогаза» на фоне тотального обнищания населения страны — это ещё большой вопрос.

Или ещё один пикантный момент. Едва ли не главным требованием МВФ было и есть снижение дефицита Пенсионного фонда.

Правительству Яценюка «удалось» за несколько лет поднять его просто до астрономической величины — 145 миллиардов гривен. С явной перспективой дальнейшего роста.

Но Яценюка сейчас нет в кресле премьера. Поэтому именно от Владимира Гройсмана ждут теперь предложений в этом направлении. К его чести, необходимо отметить, что он уже предложил свой способ.

Не очень оригинальный, правда, — очередное реформирование пенсионной системы. Премьер в перспективе не прочь создать личные накопительские счета для всех граждан.

Как поступят с предыдущими регулярными отчислениями всего работающего населения за много лет — пока мало кому понятно. Ясно, что наверняка ограничат досрочный выход на пенсию.

Но зато повысят пенсионный возраст населения. Маленький нюанс о том, что такое повышение может догнать средний возраст смертности, а то и превысить его, пока не рассматривается…

США готовы предоставить Украине третий транш кредитных гарантий

США готовы предоставить Украине третий транш кредитных гарантий

Вообще же, перечень былых (и наверняка нынешних) требований МВФ удивительным образом в основных деталях совпадает с планом реформ Кабмина на текущий год, буквально недавно представленный премьером Гройсманом.

Здесь и стабилизация макроэкономических показателей, и снижение государственного долга, электронный формат оказания госуслуг и получения субсидий, и обязательная уже борьба с коррупцией, и реформа налоговой системы, и структурная реформа системы платежей, и прочее, прочее…

В четверг, 26 мая, это новое детище Гройсмана с затейливым названием «План первоочередных шагов правительства на 2016 год», уже представленное на прошлом заседании правительства, будет приниматься на новом заседании Кабмина (интересующиеся могут сравнить текст прошлогодних требований МВФ в меморандуме 2015 года — с новым планом правительства Гройсмана).

«Что же из этого следует?»

Ко всему уже вышесказанному хотелось бы добавить следующее.

Наращивание и ужесточение требований МВФ к руководству постмайданной Украины, с одновременным затягиванием и новых кредитно-финансовых траншей, и (что особенно символично) всяческих уже даже намёков на возможную евроинтеграцию Украины или на, не к ночи будет помянуто, введение безвизового режима, всё это говорит, по большому счёту, об одном.

Об усталости западных спонсоров и заказчиков от нескончаемых украинских проблем и о глубоком разочаровании в существующих майданных властях.

Разочаровании отнюдь не диктаторскими замашками отдельных украинских политиков или отходом от демократических принципов построения нового государства — кого в Европе или США сегодня заботят такие, право, пустяки.

Усталость и разочарование в осознании того, что ничего толкового от этой прогоревшей труппы бездарностей уже не дождаться. Американцам, затевавшим всё это, чуть легче — нынешняя администрация уходит.

Геноцид как социальная политика: Украина за неделю

Геноцид как социальная политика: Украина за неделю

А что будут делать со всем этим наследством следующие американские власти — это уже их забота. И будут ли что-то делать вообще — ведь своих собственных проблем хватает более чем.

Не правда ли, очень похоже на яценюковский метод ухода? Не зря же он был (да и остаётся) лучшей марионеткой в этом театрике.

Так что лето 2016 года может стать настоящей точкой последнего отсчёта для Украины этого майдана. В МВФ, в конце концов, сидят люди, умеющие хорошо считать.

Если к июлю (крайний срок — к августу) совет директоров всё правильно и точно подсчитает. Например, что нанять новый состав актёров для продолжения представления выйдет дешевле, чем ожидать каких-то сборов от нынешних бесталанных…

Подождём до июля?

Автор : Андрей Чесноков


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ