Marketsignal logo

Для России настает время плохих спортсменов



Принятое Международным олимпийским комитетом (МОК) решение отстранить Россию от участия в XXIII зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане может, в известном смысле, считаться данью геополитического уважения к России.

Расправы такого масштаба — с отстранением крупнейшей спортивной державы от игр, пожизненной дисквалификацией чиновников, наложением многомиллионных штрафов — в истории олимпизма не было никогда.

Хотя нельзя сказать, что в этом решении есть что-то совсем уж беспрецедентное: допуск к играм не раз уже использовался в качестве инструмента политической репрессии, как правило, по отношению к странам, тем или иным образом провинившимся перед либеральным миропорядком.

Для России настает время плохих спортсменов

Для России настает время плохих спортсменов

В 1920-м отстранили немецких, австрийских, венгерских, болгарских и турецких спортсменов «за развязывание войны», в качестве мести победившей Антанты за сражения Первой мировой.

Запрет для Германии продлили и в 1924-м. Зато Игры 1936-го открывал германский фюрер Адольф Гитлер, но в 1948-м за его преступления немцы снова поплатились.

В 1964 году МОК начал войну с Южно-Африканской Республикой из-за ее политики апартеида — разделения белого и цветного населения, а в 1970-м ЮАР и вовсе исключили из мирового олимпийского движения.

В 2000 году дискриминация правительством «Талибана» женщин привела к отстранению афганской команды. В 2014-м МОК и вовсе прибег к репрессиям ради корпоративных интересов — отстранена была команда Индии, так как выборы в него проводились на основании национального законодательства.

Как видим, даже если не вспоминать о частных бойкотах, объявлявшихся Играм, проводимым в той или иной стране, олимпийское движение как целое никогда не могло похвастаться аполитичностью.

Идеология и политизированность были заложены в саму природу новейшего олимпизма начиная от его создания — античные игры в Олимпии были учреждены как ритуал служения Зевсу Олимпийскому, в которое спортивные состязания входили составной частью.

Барон Кубертен, масон и оккультист, возрождал Олимпийские игры как символ преодоления «темного средневековья», как ритуал нового служения разуму, человекобожию и «миру», понимаемому как покорность глобальному порядку в противоположность войнам и конфликтам национальных государств.

Спору нет, пришлось превратить Олимпийские игры в состязание национальных патриотизмов, поскольку европейское человечество было устроено в эту эпоху на национальных принципах, пришлось согласиться на то, что состязания станут битвой не столько спортсменов, сколько флагов и национальных престижей.

Однако все охваченные олимпизмом флаги как бы символически сопрягались в единый глобальный миропорядок. Олимпийские игры стали важнейшим из институтов конструирования глобального мира, так же как некогда древние игры символически собирали разрозненные греческие полисы в единую пан-Элладу.

Решение МОК 5 декабря 2017 года означает только одно: открытое и официальное признание того, что Россия окончательно и бесповоротно из глобального миропорядка вывалилась, что нас признали недостойными служить божеству «пяти колец».

В известном смысле это именно глобальный архитектор выбросил белый флаг, признав, что не имеет возможности совладать с силами, пробужденными десятилетие назад «Мюнхенской речью».

СССР и ельцинская Россия соглашались в той или иной мере функционировать по правилам глобального порядка, путинская Россия из него вышла и выражает намерение разобрать его по кирпичику.

В свете этого присутствие русских при поклонении кольцам и огню и в самом деле было бы так же неуместно, как пригласить на ацтекский ритуал афонских монахов.

Мы отлично понимаем, что пресловутый «допинговый скандал» не был ни причиной, ни основанием для разрыва МОК с Россией, даже как повод он выглядит довольно натянуто.

Перед нами желание стигматизировать Россию как «страну-изгоя», но тут слишком перестарались: членам МОК явно никто не рассказал русский анекдот про «отставление академии от Ломоносова».

Нас попросту исключили из глобального мира, признав не полюсом внутри него, каковым был Советский Союз, а «тьмой внешней», ну а для кого-то, наоборот, светом. Плакать по этому поводу, право же, не стоит.

Главное, чтобы мы сами могли себя столь же решительно отставить от этого чужеродного России и русскому духу миропорядка, как он отставил себя от нас. Слишком долго элиты РФ пытались вписаться в этот глобальный мир то в качестве верных адептов с горящими глазами, то в качестве мачо-мэнов; слишком долго престиж нашей страны измерялся блеском всевозможного золота.


Мы сперва скреблись в глобальные двери мяучащим котенком, потом пытались купить «престиж» и в этих попытках, пожалуй, перестарались — Игры в Сочи выглядели настолько шикарно, они настолько полно манифестировали возвращение России в качестве великой державы и в то же время прикрывали такую глубокую геополитическую трансформацию, что этого нам, конечно, простить не могли и попытались попросту стереть их из памяти.

Заявление МОК о «величайшем обмане в Сочи» означает попытку объявить эти Игры как бы не бывшими, ничтожными, чем-то постыдным.

Что ж, как страна мы наше место в кубертеновском «спорт-ты-мире» осознали. Я не вижу особенных разногласий в обществе в том, что этим, да и последующим Играм следует объявить тотальный бойкот и что необходим полный разрыв с МОК.

Нытье наблюдается только в вопросе о том, не следует ли разрешить нашим спортсменам в частном порядке ехать в Пхенчхан и позорить там себя и свою страну (а их фамилии будут достаточно ясно указывать на то, какую именно страну они позорят) под белым флагом.

Аргументы звучат довольно странные — мол, спортсмены всю жизнь готовились, спортивная карьера короткая, Олимпиада у них, быть может, первая и последняя, нельзя же лишать людей шанса. Шанса, простите, на что?

Олимпийские игры вот уже много десятилетий — это состязание наций: национальные спортивные системы подбирают, готовят, обеспечивают спортсменов, навыки которых в лыжах, катании на санках или тем более в керлинге мало бы кого заинтересовали за пределами этой спортивной системы.

Олимпиада — это поле битвы, задача которой — прославить свою страну и ее флаг, и себя прославить именно как чемпиона этой страны и никак иначе.

Очень странно звучало бы нытье офицера на войне, что вот жизнь короткая, война, быть может, первая и последняя, а потому ему ни в коем случае нельзя рисковать головой, а потому он спустит свой национальный флаг и поднимет над крепостью белый. Такого офицера в любой армии мира поставят к стенке и будут совершенно правы.

И тут не мы придумаем что-то новое. Родоначальники Олимпийских игр, древние греки, относились к олимпийским изменникам без пощады.

Тогдашние игры были состязанием патриотизмов, пожалуй, в еще большей степени, чем нынешние, поскольку каждый атлет боролся или бежал не во славу многомиллионной абстракции, а во имя полиса, где его все и он всех знали в лицо.

Поэтому не прощали даже смену одного Отечества на другое (что в сегодняшнем спорте мало кого смущает), а что сделали бы с тем, кто решился на играх публично отречься от Отечества — трудно даже вообразить.

Павсаний в «Описании Эллады» приводит пару примеров отношения к олимпийским перебежчикам.

Астил из Кротона «одержал в Олимпии подряд три победы в простом и двойном беге. Так как при двух последних победах он в угоду Гиерону, сыну Дейномена, объявил себя сиракузянином, то за это кротонцы присудили дом его обратить в тюрьму и опрокинули его статую, стоявшую у храма Геры Лакинии» (VI, XIII,1).

«Сотад, победив в длинном беге в 99-ю Олимпиаду, объявил себя, как он и действительно был, критянином, а в следующую Олимпиаду, подкупленный от имени всей эфесской общины, он превратил себя в эфесца. За этот поступок критяне приговорили его к изгнанию» (VI, XVIII, 4).

Не должно быть никаких колебаний: тот, кто решится выступить под «белым флагом» и покрыть тем самым позором свое Отечество, пусть лучше поищет себе какое-нибудь другое, поближе к иуде и сикофанту Родченкову.

Вопрос, который нас действительно должен интересовать, только один. Как мы дальше будем развивать свое спортивное движение после исключения нас из «глобального миропорядка».

Будем ли мы работать над его полным расколом, постепенно усиливаясь и привлекая на свою сторону новых сторонников. Или же, быть может, вовсе откажемся от химер «олимпизма» как глобалистской и неоязыческой затеи и будем развивать спорт более практичный, более массовый, в хорошем смысле слова состязательный.

Парируя тезис лорда Веллингтона, что «битва при Ватерлоо была заранее выиграна на крикетных площадках Итона» великий английский писатель и христианский апологет Гилберт Кийт Честертон отмечал: если великую битву и выиграли спортсмены, то не хорошие, а плохие.

Не те немногие чемпионы, которые зарабатывают себе на жизнь, демонстрируя свои физические возможности, а те плохие игроки, которые кое-как пинают мяч, не слишком быстро бегают и не слишком уж метко попадают в яблочко.

«Повышение спортивных стандартов может обернуться бедой для национального спорта. Турнир перестал быть здоровой схваткой, в которой может попытать силы любой обычный человек: теперь он проводится за высоким забором, под охраной и представляет собой поединок прославленных чемпионов, против которых обычному человеку выходить бессмысленно — да его никто туда и не допустит… Пока игра остается игрой, все хотят в ней участвовать. Когда она становится искусством — все хотят на нее любоваться».

По-настоящему нация может гордиться не спортсменами-профессионалами, порой больше напоминающими медалистов-корги, а множеством «дилетантов», которые, когда это нужно, встают плечом к плечу на ее защиту.

Что ж. Для России, похоже, настает время плохих спортсменов.

Автор: Егор Холмогоров


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
  • https://plus.google.com/103210579080030769706 Slava Myasnikov

    Правильно. Жаль только, что такая простая истина дошла слишком поздно, а до некоторых вообще ещё не дошла. Однако, поздно всё же лучше, чем никогда.