Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Не выдержали контрсанкций: Франция близка к повороту в сторону России?

Европейские государства как никто другой ощутили на себе тяжесть российских контрсанкций, это заставило многих политиков провести тщательный анализ принимаемых решений и сопоставить их последствия с потенциальными выгодами.

Как оказалось, США, которые инициировали принятие таких решительных мер, пострадали наименьшим образом, в то время как в Европе ряд отраслей оказался в сложной ситуации. И несмотря на то, что политика ЕС пока едина, прямо звучат призывы к пересмотру отношений с Россией.

Франция близка к повороту в сторону России?
Франция близка к повороту в сторону России?

Наиболее явно такие тенденции прослеживаются во Франции, где основные фавориты президентской гонки в качестве основных своих задач называют сближение с Москвой.

Внешнеполитический кризис и тупик санкционной политики

Стоит отметить, что в среде оппозиционных политиков подобные заявления уже стали нормой. Более того, это позволяет им заручиться необходимой поддержкой бизнеса, что существенно повышает шансы на успех. Есть определённые разногласия и в правящих кругах, обусловленные внутренней напряжённостью в Евросоюзе.

В действительности это следствие того, что ряд государств в сложных экономических условиях больше не могут позволить себе следовать навязанному Америкой антироссийскому курсу. Естественно, что говорить о потенциальной отмене санкций, например, той же Францией, преждевременно.

Пока положительные сдвиги можно расценивать как попытку организовать конструктивный диалог и наладить разорванные связи.

В качестве пилотного направления можно рассматривать совместное противодействие террористическим организациям, что вовсе не противоречит политике санкций.

Такое развитие событий имеет высокую долю вероятности, и в связи с тем, что Франция сильно пострадала от ряда терактов, это наглядно продемонстрировало несостоятельность коллективной безопасности ЕС.

На этом фоне эффективная работа российских спецслужб по предотвращению деятельности запрещённых организаций на своей территории является мощным стимулом к выстраиванию связей и налаживанию отношений.

В качестве доказательства значимости этих веяний может служить тот факт, что даже действующий президент Франсуа Олланд признал целесообразность совместной работы с Москвой по противодействию так называемого «Исламского государства».

Кроме того, такие страны, как Франция, с довольно сильной экономикой столкнулись с тем, что им отводится роль государства второго или даже третьего плана в решении внешнеполитических проблем, поскольку основной вектор деятельности задаётся из Вашингтона, а процессы внутри ЕС адаптируются под него Германией.

Остальные участники Евросоюза имеют не так много полномочий для отстаивания своей точки зрения и защиты интересов.

Основным показателем этого стал отказ французской стороны поставлять России вертолётоносцы, в результате чего вместо выгодных многомиллиардных контрактов Париж получил иски о компенсации издержек, убытки судостроителей и потерю репутации надёжного партнёра на внешнеполитической арене.

Почему бы Польше не взять содержание Белоруссии на себя?

Терпение России не бесконечно: Польша, корми Беларусь сама

Если же рассматривать наиболее вероятный курс развития отношений Франции и России, то на него не может не оказать влияния тот факт, что фавориты предстоящей президентской гонки Франсуа Фийон и Марин Ле Пен считаются приверженцами политики сближения, о чём неоднократно заявляли в своих выступлениях.

В ходе проводимых дебатов Фийон заявил, что проводить политику санкций, которая приводит к разорению французских фермеров и сплочению России с азиатскими государствами, крайне неразумно.

Позднее его официальный представитель Каролин Морар в одном из интервью высказала мнение, что экономические барьеры необходимо отменить, и как можно скорее.

Европа и Франция имела гораздо больший товарооборот с Москвой

И в результате необдуманных шагов потеряла значительные рынки сбыта, шансов вернуть которые с каждым годом становится всё меньше.

Американское политическое давление распространяется и на ряд крупных энергетических проектов, отказ от которых лишает ЕС надёжных поставок дешёвых ресурсов, предопределяет наличие множества посредников, а также открывает рынок дорогостоящему сланцевому газу из США.

Всё это ложится тяжёлым грузом на экономику европейских государств, что в совокупности с внутренней социальной напряжённостью, делает очень популярными оппозиционные взгляды.

Мануэль Вальс, бывший премьер-министр от Социалистической партии, вообще связал сближение с Россией с политической независимостью Франции, поскольку, по его словам, только независимое государство может строить отношения и вести диалог как с Вашингтоном, так и с Москвой.

Сближение с Москвой или поиск экономических преференций?

По мнению французского политолога Сириля Брета, 2017 станет «годом России» в Европе. Он полагает, что сближение стран неизбежно и обусловлено как политическими, так и экономическими аспектами. По его словам, Россия сейчас проходит переломный момент смены внешнеполитической позиции от государства-аутсайдера до лидера, имеющего ключевое влияние в регионе.

В подтверждение этому приводятся результаты Сирийской компании, в ходе которой за короткий промежуток времени был достигнут столь значительный прогресс, который предопределил доминирование Москвы в ряде вопросов на Ближнем Востоке.

При этом страны-участники НАТО, вовлечённые в конфликт, никаких преференций от своего участия не получили и фактически представляли интересы США.

Брет полагает, что сближение с Европой и отмена санкций нужны, прежде всего, самому Путину, чтобы обеспечить себе победу на предстоящих выборах.

По его мнению, ЕС от подобной политики в выигрыше не останется, а наиболее эффективным будет сейчас использовать налаживающееся взаимодействие для получения дополнительных рычагов воздействия на Москву и не допустить расширения сферы её влияния.

Все эти положительные сигналы являются значительным сдвигом в сторону выстраивания цивилизованных отношений, однако в ЕС существуют и более прочные связи, которые этому могут воспрепятствовать.

Тот же Фийон в качестве одной из основных задач своего возможного президентства называет тесное сотрудничество с Германией, позиция которой по российскому вопросу пока остаётся неизменной.

Кроме того, условием конструктивного диалога с Россией он называет выполнение минских договорённостей и разрешение украинского конфликта. При этом тот факт, что Москва выполняет все требования, в то время как украинская сторона настаивает на эскалации военного конфликта, в расчёт не принимается.

То есть, с тем же успехом можно было бы требовать возврат Крыма и называть другие неосуществимые условия возврата к прежним отношениям.

Пока же основным направлением взаимодействия, по которым ряд стран готов начать совместную работу, является вопрос коллективной безопасности и противодействия терроризму, в качестве попутной цели чего выступает недопущение распространения влияния России в ближневосточном регионе и Азии.

Существенно влияние на общеевропейскую политику оказывает и мнение США, которое пока кажется неопределённым. На этом фоне говорить о росте самостоятельности отдельных государств пока преждевременно. Этого мнения придерживается и Евгений Серебренников, первый заместитель главы оборонного комитета Совета Федерации.

По его словам, в Европе существуют политические силы, стоящие выше национальных правительств, которые будут всячески препятствовать потенциальному сближению.

Политика экономических барьеров уже зашла в тупик, особенно для Европы, поскольку реальным её развитием стали бы секторальные санкции, прежде всего энергетические, но зависимость ЕС от России в этой области слишком велика.

Виду этого страны, декларирующие смену курса и пересмотр приоритетов во внешней политике, наиболее вероятно будут искать механизмы сохранения части антироссийских санкций при одновременном снятии ответных барьеров со стороны России.

То есть, используя политические уступки и заявления о намерениях, будут стремиться вернуть своей экономике прежние рынки сбыта.

Не стоит также принимать предвыборные обещания за чистую монету, их значимость можно будет оценить лишь тогда, когда кандидат получит реальную власть.

Накануне грандиозного еврошухера или Дурные предчувствия Меркель

Накануне грандиозного еврошухера или Дурные предчувствия Меркель

В нынешних же условиях велика вероятность того, что лозунги о сближении с Москвой, соседствующие с призывами к тесному взаимодействию с Германией и США, являются ни чем иным, как попыткой охватить максимальный объём электората и набрать политические очки.

Таким образом, санкционная политика не будет отменена единовременно, также не стоит ожидать отказа от неё некоторых государств поодиночке.

Наиболее вероятно такое развитие событий, при котором с приходом к власти более лояльных политиков будет осуществляться налаживание отношений по отдельно взятым направлениям, затем некоторое послабление (но никак не отмена) ряда ограничительных мер, что и приведёт к тому, что санкции станут рудиментарным пережитком, не оказывающим существенного влияния на политическое и экономическое взаимодействие.

Только после этого можно будет вести речь об их формальной отмене. Что же касается отдельно взятых сближений с той же Францией, то выстраивание подобных отношений станет локомотивом вышеописанного процесса.

Автор: Сергей Василенков

Один комментарий

  1. Сила России Сила России

    А нам вы нужны, глупые лягушатники? Да мы давно положили большой, ну прямо огромный, болт на ваши санкции! А вы просто потеряли российский рынок, причём навсегда!

Обсуждение закрыто.

Тема Mission News от Compete Themes.