Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Нужны ли союзные ЧВК и какие задачи они смогут решать?

Уже давно и хорошо известная практика привлечения различных военных специалистов, советников, инструкторов на контрактной основе имеет довольно долгую историю. И первая частная военная компания (ЧВК) была создана ещё в 1967 году в Великобритании.

Основателем и учредителем компании стал отставной полковник армии Её Величества Дэвид Стерлинг. Ещё будучи на службе, этот профессионал создал знаменитый британский SAS — одно из лучших спецназовских подразделений в мире.

Первая ЧВК называлась Watchguard International, основным направлением её деятельности стала подготовка различных военных специалистов для силовых подразделений стран Ближнего Востока и Африки.

Нужны ли союзные ЧВК и какие задачи они смогут решать?
Нужны ли союзные ЧВК и какие задачи они смогут решать?

И уже в середине 70-х годов частная военная компания Vinnell Corp., принадлежавшая американскому промышленному гиганту Northrop Grumman, получила первые долгосрочные контракты от правительства США. Их сумма превышала полмиллиарда долларов. Это был первый контракт ЧВК от своего правительства по выполнению государственных задач за рубежом.

Сотрудники ЧВК должны были заниматься подготовкой национальной гвардии Саудовской Аравии и выполнять общие охранные задачи на территории этой страны.

Большое количество наёмников (как их тогда называли «солдаты удачи», «дикие гуси») из различных ЧВК участвовало в боевых действиях в конфликтующей Анголе в 70—80-х годах прошлого века. Это был своего рода полигон по отработке тактики действий сотрудников ЧВК в обстановке военного конфликта.

Следует отметить, что иностранные наёмники не обязательно и даже редко использовались в качестве пехоты на передовой и штурмовиков. Это была работа высококвалифицированных людей: они могут быть связистами, штабными офицерами, инженерами технических систем, операторами высокотехнологичных систем вооружения и всеми теми, без кого не может обойтись ни одна современная и технологичная армия.

Количество частных военных компаний росло стремительно, их услугами стали пользоваться не только правительства различных государств, но и крупный бизнес. Эта новая тенденция стала реальностью уже в конце 70-х годов — этой проблемой заинтересовались даже в ООН, и в 1979 году была принята специальная резолюция по этому поводу и организован комитет, от которого, правда, было мало толку, но шума было много.

Новые направления работы ЧВК в ситуации, изменившейся после окончания холодной войны, были результатом распада СССР. Например, в США были резко сокращены расходы на оборону, закрыты многие военные проекты, уменьшилась численность американских вооружённых сил. Именно в этот момент у военного руководства США появилась идея более активно привлекать частные военные компании.

Сначала они занимались тыловым и техническим обеспечением вооружённых сил (логистика, ремонт техники, снабжение), но затем ЧВК стали заключать контракты и для выполнения более серьёзных боевых задач. Тенденцией последних лет становится непосредственное участие наёмников в боевых действиях. Сегодня ЧВК, готовые непосредственно воевать, создаются в США, Европе, на Ближнем Востоке и в России.

Серьёзным испытанием для ЧВК стала иракская кампания. Во время вторжения в Ирак в 1991 году количество сотрудников разных ЧВК составляло только 1% от общего числа американских военнослужащих в Персидском заливе. Но это было только начало.

К концу войны в Ираке ЧВК (в основном американские) выполняли свыше 90% логистических задач! А военная кампания в Афганистане повысила этот рубеж до 99%.

Расцвет частных военных компаний и начался после вторжения США в Афганистан, Ирак и Сирию. В настоящее время количество сотрудников ЧВК, находящихся в этих странах, уже давно превышает число американских военнослужащих.

В 2016 году в Афганистане на каждого американского солдата регулярных войск (всего 9,8 тыс.) приходилось три наёмника (28,6 тыс.). Аналогична ситуация и в Ираке: 4087 военнослужащих и 7773 бойца частных военных компаний.

Эти цифры, скорее всего, не окончательны, так как точный учёт по ЧВК американское оборонное ведомство не ведёт. Тем более что к этому количеству следует добавить контрактников, которых нанимают ЦРУ и другие американские разведывательные организации.

Необходимо помнить, что во главе всех американских и британских ЧВК стоят бывшие высокопоставленные офицеры и генералы, сохранившие связь с руководством своих стран и продолжающие беспрекословно исполнять все их указания.

Так, с 1997 года разведывательное управление Минобороны США (РУМО) каждые полгода собирает у себя руководителей всех военных компаний для обсуждения новых целей и задач. Постоянно проводятся и проверки этих компаний на лояльность. Но с этим, как правило, всё в порядке — основные контракты ведь от правительства.

Надо признать и то, что наёмников гибнет больше, чем военнослужащих, и подобная ситуация абсолютно устраивает всех. Например, у американцев довольно жёсткая система учёта потерь, есть специальный сайт, на котором можно найти данные по всем операциям США за пределами страны. Информация эта постоянно обновляется, отдельно описываются боевые и небоевые потери.

Но сотрудники ЧВК в эту статистику не входят. Более того, ЧВК часто не ставят военных в известность о гибели своих людей, близким которых просто выплачивается страховка, да и значительная часть наёмников не является гражданами США.

Функционал ЧВК

Сегодня в мире официально зарегистрировано 450 частных военных компаний, а перечень их услуг только расширяется. Современные частные военные компании привлекаются для выполнения множества задач.

Самая распространенная из них — это военный консалтинг: они осуществляют обучение бойцов силовых подразделений, повышают военный уровень офицерского и технического состава, проводят оперативно-стратегическое планирование.

Вторым направлением деятельности ЧВК является логистика: тыловое и техническое обеспечение регулярных войск, участвующих в боевых действиях. Причем понятие «обеспечение» трактуется весьма широко. Это может быть и ремонт военной техники, и обычное снабжение передовых частей, и обслуживание высокотехнологических систем.

Очень часто ЧВК привлекаются для охраны различных объектов. Классическим примером являются нефтяные промыслы и трубопроводы в Ираке. Этой работой уже давно занимаются ЧВК. В последние годы частные военные компании активно предлагают услуги и по разминированию территорий.

В связи с присутствием пиратства в некоторых районах мирового океана для ЧВК появилось новое направление деятельности: охрана судов и борьба с современными пиратскими бандами. Судовладельцам намного выгоднее нанять ЧВК, чем платить многомиллионные выкупы за корабли и грузы. Вопросами выкупа и освобождения захваченных моряков опять же чаще всего занимаются сотрудники ЧВК.

Процесс увеличения количества частных военных компаний в мире и расширение рынка военных услуг идёт стремительными темпами. Их использование в конфликтах отличается невиданными масштабами. В том же Ираке действует и российская ЧВК «Лукойл-А».

Эта компания является подразделением нефтяного гиганта, она была создана ветеранами спецподразделений ещё в середине 90-х. Юридически это частное охранное предприятие (ЧОП), но в Ираке эта структура выполняет типичные задачи частной военной компании (охрана месторождений и нефтепроводов, доставка грузов, сопровождение конвоев).

По каким причинам правительства западных стран предпочитают работать с ЧВК? Всё просто — это выгоднее (в том числе и финансово), чем вводить на определённую территорию войска, строить и создавать там гарнизоны, заниматься материально-техническим снабжением.

Частные военные компании отличаются высоким уровнем профессионализма, и обычно они эффективнее решают оперативно-боевые задачи, за которые получают деньги. ЧВК отличаются высокой оперативностью, в них минимум бюрократии, более гибкое управление и нет боязни потерь.

Но главным является другое: используя ЧВК, государство может совсем не афишировать своё участие в вооружённом конфликте либо минимизировать его степень, т. е. на наёмников можно переложить всю боевую работу, которой хватает на любой войне и в любом вооружённом конфликте.

Использование своих вооружённых сил часто несёт для власти значительные политические риски как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому гораздо выгоднее, чтобы потери несли наёмники («их там нет») из де-юре несуществующих компаний, которые не портят официальную статистику.

Частные военные компании очень удобны для стран, не желающих посылать своих солдат на сомнительные операции, которые могут повредить репутации государства. Наёмники обладают особым иммунитетом и неподсудны законам страны, в этом плане они «неприкасаемые».

К тому же потери в частной военной компании скрыть легче, чем в регулярной армии, поэтому, например, американцам куда удобнее использовать наёмников в Ираке, Афганистане и Сирии.

Но не стоит думать, что ЧВК заняты только военными операциями, основную прибыль им приносит тыловая логистика, построение маршрутов поставок ресурсов, авиаперевозки военнослужащих и грузов, разминирование территорий, охрана объектов или VIP-персон и тренировки правительственных войск.

Перспективы союзных ЧВК

Какие выводы необходимо сделать нашим правящим элитам? Сейчас на рынке ЧВК безусловно доминируют американцы и британцы, и никакого резона допускать туда конкурентов, пусть даже для охраны наших же объектов, у них нет. В этот бизнес сложно влезть, но проблема в том, что нет государственной поддержки, особенно в законодательном процессе.

Речь не идёт о законах и действующей практике. Они все действуют только в пределах наших государств. А когда мы говорим о ЧВК, подразумеваем работу за рубежом и наши действия там же.

Есть объекты — консульства, представительства, нефтяные вышки, фабрики и заводы. Государство должно выстроить абсолютно прозрачную схему: вот объект, вот бюджет, вот честный тендер. И наверняка найдутся люди, которые прекрасно обеспечат охрану и выполнят задачу. Они сами решат вопросы с иностранными государствами, с транспортом, с вооружением. Нужны только прозрачные законы и правила игры.

Даже в законодательной сфере мы можем в случае чего зацепиться за одну трактовку из Уголовного кодекса РФ: в примечании к статье 359 говорится: «Наёмником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооружённом конфликте или военных действиях».

Нужны ли союзные ЧВК и какие задачи они смогут решать?

Однако та же Россия воюет в Сирии официально, по приглашению законного правительства. А значит, её граждане, состоящие в ЧВК, не могут быть признаны наёмниками. Хотя было бы проще всё-таки вывести ЧВК в легальное правовое поле, и это даст неплохие финансовые перспективы.

Эксперты оценивают ежегодный оборот частных военных компаний более чем в 500 миллиардов долларов. И на этом рынке мы можем составить серьёзную конкуренцию.

Какие риски можно нивелировать, используя частные вооружённые формирования за пределами государства? В первую очередь это отсутствие формальных связей между этими формированиями и госаппаратом страны, проводящей какую-то военную операцию.

Упрекнуть государство в том, что его военнослужащие выполняют некие миссии, а то и замечены в каких-то военных инцидентах, невозможно. И мы это видим на примере американцев, французов, британцев… Они в случае чего говорят: «Нас там не было».

Во-вторых, ЧВК можно использовать там, где вооружённые силы по разным причинам задействовать невозможно. В том числе из-за того, что это не армейские функции. И этим тоже занимаются и США, и Израиль, и ЮАР.

Бригада морской пехоты не будет охранять газоконденсатное месторождение. А охранять надо не обычным сторожем, а организовывать полноценную оборону в соответствии с правилами боя. Это может делать частная компания, обладающая силами, средствами и персоналом, который прошёл подготовку и имеет боевой опыт.

Или, к примеру, если США продают какое-то вооружение в третью страну, то этим занимается не огромный монстр типа наших «Рособоронэкспорта» или «Росвооружения». Проводится конкурс среди частных компаний, и туда уезжают частные специалисты.

При этом они и обучают в качестве инструкторов, организуют охрану-оборону, ремонт техники и так далее. И всё это получается в десятки раз дешевле, чем услуги огромных корпораций, к тому же иногда и некомпетентных.

Основным документом, регламентирующим деятельность частных военных компаний, является так называемый «Документ Монтрё», согласованный ООН в сентябре 2008 года. Согласно документу, «ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют.

Военные и охранные услуги включают, в частности, вооружённую охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключённых; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников».

В том же документе указано, что государства имеют право заключать договор с любыми ЧВК, однако в этом случае они (государства-контрагенты) несут ответственность за действия нанятых ими структур, в том числе за нарушения международного права.

Сегодня у наших серьёзных государственных корпораций и больших частных компаний есть интересы за границей: нефте- и газопроводы, проводка танкеров и так далее. Все они нуждаются в безопасности. Они готовы за это платить, поэтому ЧВК и в Союзном государстве были бы полезны, но в рамках законодательства.

Должно быть всё согласовано. Помимо финансовой выгоды, это важный социальный лифт для многих людей, которые прошли через армию, службу, и это реально востребовано.

Вспомним 2012 год, когда, будучи на посту премьер-министра, В. В. Путин поддержал идею создания частных военных компаний: тогда он назвал ЧВК «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства».

А несколько позже о ЧВК говорил и вице-премьер Д. Рогозин, мотивируя необходимость их создания интересами частных и государственных компаний в «странах с непростой обстановкой»: «В этой связи мы думаем над тем, будут ли наши деньги утекать на финансирование чужих частных охранных военных компаний, или же мы рассмотрим целесообразность создания таких компаний внутри самой России и сделаем шаг в этом направлении».

Очевидно, не нужно кормить какой-нибудь Blackwater, когда Россия располагает всем необходимым для создания таких структур: высококвалифицированными кадрами, вооружениями, сложившейся школой тактики и репутацией советских солдат.

В процессе этой работы выяснилось, что «участие в обеспечении национальной безопасности путём выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг, защита интересов России за пределами страны, продвижение российских ЧВК на мировые рынки» при запрете на непосредственное участие в вооружённых конфликтах всегда было в интересах национальной безопасности.

Да, спокойно и взвешенно эксперты подчёркивают и негативный эффект от легализации ЧВК, например, возможный отток профессиональных кадров, а риторика «частных армий, действующих в интересах олигархов», остаётся лишь в тех массмедиа, которые всегда раздували эти пустые сенсации.

Это было решение наших политических элит. Мы вошли в рыночную экономику, но она должна быть защищена, в том числе и людьми, желающими быть на острие конфликтов и решать вопросы безопасности.

Автор: Александр Тиханский

Тема Mission News от Compete Themes.