Fix Price — ориентированный на бедных ритейлер, торгующий ширпотребом по фиксированным ценам от 50 до 250 рублей, — оказался предметом вожделения ближневосточных шейхов и глобальных хедж-фондов в ходе первичного размещения акций на Лондонской бирже.
В то время как Россия стремительно теряет иностранных инвесторов, с рынка уходят зарубежные банки, а приток ПИИ бьет антирекорды с 1994 года, по крайней мере один сектор экономики по-прежнему способен вызвать ажиотаж.
Компания, владеющая сетью из 4,2 тысячи магазинов в России и странах бывшего СССР, привлекла 2 млрд долларов по итогам IPO. Оно также стало крупнейшим для российского бизнеса с 2010 года, когда бумаги на 2,2 млрд долларов разместил «Русал».
Книга заявок оказалась переподписана в первый же день. В результате Fix Price удалось разместить глобальные депозитарные расписки по верхней границе заявленного ценового диапазона — 9,75 доллара за штуку.
Спрос оказался настолько велик, чтобы базовый объем IPO был увеличен с 170 млн до 178,37 млн GDR. По его итогам инвесторы оценили компанию в 8,3 млрд долларов, то есть 35 годовых прибылей.
Fix Price — самый дорогой
В результате Fix Price стал самым дорогим ритейлером России. К примеру, Х5 сейчас сейчас стоит 33 годовых прибыли, а «Детский мир» — 14.
«Это крупнейшее IPO за всю историю российского ритейла», — констировал в пятницу глава Fix Price Дмитрий Кирсанов. Интерес к компании проявили в первую очередь иностранцы.
«На американских инвесторов пришлось около 40% спроса. В это же время инвесторы из Великобритании обеспечили около трети всех заказов»,
— рассказал Борис Квасов, соруководитель управления рынков акционерного капитала «ВТБ Капитала», выступившего одним из организаторов размещения.
Тем не менее, около четверти всех привлеченных денег — 475 млн долларов — обеспечили инвесторы-гиганты, в том числе катарский суверенный фонд Qatar Investment Authority (QIA). А также фонды, управляемые BlackRock, GIC и APG.
Самый прибыльный
Несмотря на то, что общий оборот розничной торговли в России упал на 4,1% в прошлом году, выручка Fix Price увеличилась на 33%, до 190 млрд рублей. На столько же выросла чистая прибыль, составившая 17,6 млрд рублей.
Пандемия оказала положительное влияние на показатели универсальных магазинов с низкими ценами. В связи с этим, показатели сопоставимых продаж Fix Price в 2020 году выросли на 15,8%, отмечала компания в проспекте к IPO.
Магазины, предлагающие женские блузки по 149 рублей, а обувь — по 199 рублей, оказались спасением многих для российских потребителей, реальные доходы которых рухнули на 13% за последние семь лет.
Поэтому, практически не имея долга, Fix Price — чемпион своего сектора, занимает более 90% рынка, отмечает Виктор Дима, старший аналитик «Атона». Компании такого сектора очень нравятся инвесторам, цитирует эксперта Forbes.
Источник: Finviz