Галопирующий рост цен на топливо наблюдается в богатейшей углеводородами стране мира.
Синергия этого негативного фактора колоссальная. Увеличение стоимости ведет к цепной реакции по всему переделу ценообразования товаров и услуг. Самый актуальный вопрос, которым сейчас задаются российские граждане, каковы причины этой ползучей «аномалии»? Стоит ли в ближайшее время ожидать падения цен или хотя бы стабилизации?
На протяжении последних двух месяцев розничные и оптовые цены на топливо в России постоянно растут и не собираются сдавать ранее взятые вершины. Только за минувшие семь дней бензин в стране подорожал почти на рубль.
В центре «Кортес», который занимается мониторингом топливного рынка, сообщили, что стоимость бензина АИ-92 марки с 21 мая на отечественных автозаправочных станциях (АЗС) выросла на 76 копеек и превысила уровень 40,5 руб., литр АИ-95 подорожал на 79 копеек до 43 руб. 60 коп. Аналогичный рост зафиксирован и по дизельному топливу.
В столице ситуация куда хуже, чем в регионах страны. «Сухие цифры»: цена на АИ-92 устремилась выше отметки в 42 руб., АИ-95 — 45,5 руб., а дизтопливо приблизилось к уровню в 44 руб. за литр.
По мнению экспертов топливного рынка, беспрецедентный рост цен на АЗС связан с тем, что у трейдеров, торгующих в розницу, закончились запасы дешевых нефтепродуктов. Топливо, которое закупалось несколько месяцев назад, попросту израсходовано.
Единственный вариант пополнить запасы — покупка товара на бирже, где установился совершенно иной ценовой диапазон, чем был ранее.
Этот фактор приводит к тому, что т.н. независимые продавцы топлива несут серьезные убытки. Чтобы их покрыть, приходится постоянно повышать цену на товар. Аналогичная ситуация и с мелким оптом: цена покупки практически идентична розничной цене на АЗС.
В крупном оптовом сегменте несколько иная картина.
Во-первых, на рост цен влияет постоянное (как правило, дважды за один год) повышение ставок акциза.
Во-вторых, существенный рост цен на нефть и нефтепродукты.
В-третьих, нет корреляции между устремившимися вверх глобальными ценами на нефть и укреплением российской национальной валюты.
«Слабый» рубль позволяет правительству искусственно пополнять федеральный бюджет. Сотни миллиардов рублей от дополнительных доходов идут на скупку валюты на внутреннем рынке, что приводит не только к пополнению «кубышки Кудрина», но и к ослаблению рубля.
Всё в комплексе — структура ценообразования, выгода от экспорта, «незаметная» девальвация национальной валюты, и ведет к нехватке товара на внутреннем рынке и росту оптовых цен на топливо.
И это при том, что в России имеются все необходимые производственные мощности, которые позволяют нивелировать возникшую проблему. По бензину рынок сбалансирован, по дизтопливу — вообще профицитен.
Если анализировать ситуацию «большим шагом», то мы имеем ситуацию, когда нефтяные компании тормозят отгрузку товара в ожидании дальнейшего роста цен. Товар есть, но сейчас его невыгодно продавать. Учитывая возросшую выгоду от экспорта топлива, данный факт ведет к снижению отгрузок на внутрироссийский рынок.
Еще один примечательный момент, который уже влияет на ситуацию с топливными ценами, — это предстоящее снижение акцизов на 2-3 рубля, что является положительным моментом. Однако при этом Министерство финансов делает «вброс» о предстоящем повышении налога на добавленную стоимость (НДС) на 2%, который «сидит» во всех товарах и услугах, в т.ч. и в нефтепродуктах.
К чему это приведет? 2 рубля в минус – 1 рубль в плюс. Два шага вперед, один назад, что нервирует всех: от трейдеров до конечных потребителей.
Где выход?
Очевидно, что необходимо радикально снижать акцизы, что имеет прямую корреляцию с финальной розничной ценой. Следующий шаг — балансировка внешнего и внутреннего рынков. Как его достичь?
За счет снижения фискальной нагрузки внутри страны и временного введения ограничительных мер на экспортные поставки. В этом же суть государственного регулирования! Когда возникает дисбаланс, органы госвласти имеют достаточно прав и полномочий для его ликвидации.
Напомним, на днях лоббистская Ассоциации независимых нефтетрейдеров, некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» обратились к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать внутренний рынок нефтепродуктов. Главу Кабмина, в частности, просили снизить акцизы на 2-3 рубля за литр.
Минфин, Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже получили указание проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо. Мера должна вступить в силу уже с 1 июля текущего года. Кроме того, принято решение не повышать акцизы на топливо в середине лета.
Данные меры, по мнению экспертов, могут стабилизировать розничные цены, но не приведут к их снижению. Причина — конъюнктура на глобальном рынке углеводородов, которая коррелирует с желанием Кабмина ослабить российскую национальную валюту для наполнения госбюджета.
Получается замкнутый круг – когда цены на нефть падают, у нас растут акцизы, как только мировые цены идут вверх, включается «пылесос» ЦБ и полученные допдоходы конвертируются в иностранную валюту.
За эти «шарахания» правительства и платит российский потребитель, на пустеющие кошельки которого, по всей видимости, «слуги народа» решили не обращать своего внимания.
Автор: Юрий Пронько