Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Пять доказательств, что Прибалтика и Украина — не Европа

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию о защите и развитии региональных языков и языков меньшинств в Европе.

Резолюция рекомендует присвоить языкам нацменьшинств официальный статус в тех регионах, где они традиционно используются, и гарантировать обучение на родном языке для детей из семей нацменьшинств.

Документ ПАСЕ фактически направлен против Украины и стран Прибалтики, которые на весь мир кричат о сделанном ими «европейском выборе» и при этом используют антиевропейские практики.

Пять доказательств, что Прибалтика и Украина — не Европа
Пять доказательств, что Прибалтика и Украина — не Европа

1. Школы

Резолюция ПАСЕ рекомендует обеспечить возможность обучения на региональном языке или языке национального меньшинства на протяжении всего периода обучения. Детский сад, школа, училище, университет — на каждом этапе получения образования ребенок из семьи нацменов должен иметь возможность учиться на родном языке.

Для всей Европы эта рекомендация более полувека является нормой. В Германии есть датские, польские, фризские учебные заведения, в Бельгии среднее и высшее образование можно получить на немецком, французском и фламандском языках.

Прибалтика и Украина идут наперекор магистральному европейскому курсу и в принудительном порядке переводят всю систему образования на единственно возможный государственный язык.

Высшее образование на русском языке в постсоветских республиках было запрещено еще в 1990‑е, теперь же они воюют со школами национальных меньшинств. Латвия поставила цель за несколько лет ликвидировать все русские школы и перевести обучение в них на латышский язык. Литва десятилетиями воюет с польскими школами.

Украина приняла закон об образовании, который вызвал возмущение большинства ее соседей: России, Молдовы, Румынии, Польши, — потому что он предполагает украинский язык как единственный язык обучения для детей нацменьшинств.

Венгрия после этого закона обещала Киеву блокировать любое его сближение с Европой. Потому что Украина — не Европа.

2. Региональные языки

В резолюции ПАСЕ говорится: «Во всех возможных случаях необходимо обеспечить языкам нацменьшинств статус второго официального языка в тех регионах, где такие языки традиционно используются, с учетом конкретных условий и исторических традиций, характерных для каждого региона».

Эта рекомендация для большинства европейских стран также является излишней: язык национальных меньшинств в регионах их компактного проживания традиционно получает официальный статус регионального языка.

В Италии региональным языком является немецкий (в Южном Тироле), в Германии — редчайший серболужицкий язык, распространенный в Саксонии. В Великобритании — шотландский язык в Шотландии, в Швеции — финский язык на границе с Финляндией. Венгерский язык — региональный в Румынии и Словакии, валлонский — в Бельгии и Франции, фризский — в Германии и Нидерландах.

Украина в этом отношении ближе всего к Европе была при Викторе Януковиче, когда в 2012 году Верховная рада приняла закон о региональных языках.

В соответствии с этим законом русский, белорусский, болгарский, крымско-татарский, венгерский, польский и еще более десятка языков на территории Украины получили официальный статус.

Одним из первых решений коалиции «европейского выбора», пришедшей к власти в результате Майдана и переворота, была попытка отменить закон о региональных языках. Эта попытка породила масштабные акции протестов на юго-востоке страны, стала одной из отправных точек отделения Крыма и бунта Донбасса.

Испуганные «европейские правители» Украины поспешили вернуть закон на место, однако националисты с тех пор раз в несколько месяцев пытаются добиться отмены закона об основах государственной языковой политики. Их воодушевляет пример прибалтийских союзников.

Страны Прибалтики не подписали Европейскую хартию о национальных языках и единственные в Евросоюзе отказываются давать другим языкам, кроме государственного, официальный статус.

Поэтому польский язык в Литве и русский язык в Латвии и Эстонии лишены каких-либо прав. Официально этих языков в Прибалтике не существует, притом что в отдельных регионах Литвы, Латвии и Эстонии на них говорит до 80% населения.

3. Свобода слова

Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция прав человека гарантируют всем и каждому право свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Свобода слова является основой основ европейского общества и неотъемлемой составляющей демократии.

Между тем, на Украине с ее «нечуваной свободой слова», как выразился президент Порошенко, за «неправильное» слово преследуют и убивают, а в Прибалтике за выражение мнения, отличного от официального, можно сесть в тюрьму.

За несколько лет после сделанного Майданом «европейского» выбора на Украине убили несколько десятков журналистов, писателей, блогеров. Для того чтобы было проще их находить и отстреливать, был создан сайт «Миротворец» с базой данных и личной информацией о неугодных. В начале этого года аналогичный сайт появился в Литве.

Но и Литва тоже может кое-чему поучить Украину. Например, вводить уголовное преследование за «отрицание оккупации» — это ведь тоже «нечувана свобода слова»?

Еще Прибалтика и Украина могут поучиться друг у друга отключать телеканалы, запрещать книги, фильмы и сериалы, объявлять актеров и певцов угрозой конституционному строю. Европа хоть куда!

4. Социальное государство

Современная Европа — это сообщество welfare states: социальных государств, в которых каждому жителю гарантируется социальная поддержка и защита правительства.

Страны Прибалтики и Украина — это асоциальные государства, в которых создаются невыносимые для достойной жизни условия, правительство никак не помогает людям, ничем их не защищает и последовательно выдавливает на заработки в эмиграцию.

С начала 1990‑х годов в Прибалтике «резали» социальные блага, называя это отказом от «совка», преодолением «оккупационного» прошлого и переходом от социализма к рынку.

В результате сегодня социальные расходы в Латвии и Литве — одни из самых низких в Евросоюзе. Эти страны занимают последние места по затратам на здравоохранение, социальную защиту, поддержку пожилых людей, поддержку многодетных семей.

То же происходит сегодня и с Украиной, «реформы» по рецептам МВФ в которой заключаются в разрушении социальной сферы в обмен на кредиты. Украина после Майдана — страна рекордной нищеты, значительная часть населения которой находится на грани голода.

5. Рационализм

Современная европейская цивилизация основана на рациональном мышлении. Переход к современному миру был переходом от сумеречного средневекового сознания, состоящего из суеверий, предрассудков и легенд, к рациональному сознанию, основанному на объективном знании, критическом мышлении, прагматизме и конструктивности.

Прибалтика и Украина — не Европа, потому что современность в них сменилась возвратом к темному мифологическому сознанию прошлых веков.

Верить в «русскую угрозу», видеть везде «руку Москвы», считать российского президента Путина вездесущим Сатаной, сознательно и убежденно рушить свою экономику, науку, культуру, словно какие-нибудь африканские дикари, — это всё не Европа.

Если уж в странах «европейского выбора» дошли до того, что видят угрозу государственной безопасности в Пушкине с Булгаковым, в Цое с Высоцким и в Билане с Пугачевой, то боже сохрани наш разум от такого «европейского выбора».

Автор: Александр Носович

Тема Mission News от Compete Themes.