Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Выпросить «Джавелин». Почему Украина оказалась беззащитна перед танками

Представитель международной экспертно-журналистской группы Bellingcat Арик Толлер на днях раскрыл страшную украинскую военную тайну. Он опубликовал в твиттере ссылку на фото бойцов полка нацгвардии «Азов», позирующих с американскими гранатометами PSRL-1.

Пикантность ситуации в том, что снимки были сделаны еще летом 2017 года — задолго до одобрения поставок летального оружия Украине конгрессом США. Фото с сайта «Азова» оперативно удалили.

Выпросить "Джавелин". Почему Украина оказалась беззащитна перед танками
Выпросить «Джавелин». Почему Украина оказалась беззащитна перед танками

Впрочем, информация об американских гранатометах у «Азова» уже не раз всплывала в СМИ. По сути, PSRL-1 — это слегка модернизированный советский противотанковый гранатомет РПГ-7, а закупки, как заявляли в Киеве, были негосударственными.

Между тем Украина очень надеется получить от США более совершенные средства борьбы с бронетехникой — в частности, противотанковый ракетный комплекс Javelin. О том, как украинская армия осталась без собственных средств борьбы с танками, — в материале РИА Новости.

Советская просрочка

От своего прародителя — советского гранатомета РПГ-7 — американский PSRL-1 отличается лишь пластиковыми накладками корпуса и планками «Пиккатини» для крепления прицелов и тепловизоров. Всего в 2017 году «Азов» получил 100 единиц PSRL-1 по внушительной для такого оружия цене в пять тысяч долларов за штуку.

Но серьезно повлиять на фронтовую обстановку американское оружие не могло. Гранатометы — не самое грозное средство борьбы с танками, куда большую опасность для бронетехники представляют противотанковые ракетные комплексы. И вот с ними Украина действительно испытывает большие проблемы.

К началу боевых действий в Донбассе основу украинского противотанкового арсенала составляли ПТРК советского производства. В сводках и видеороликах из зоны конфликта фигурировали комплексы «Фагот» и «Метис». Причем отзывы об этом оружии в украинской армии были, как правило, отрицательными — бойцы ВСУ жаловались на ненадежность советских систем.

Проблемы с «Фаготами» и «Метисами» советского производства испытывали и ополченцы. Так, летом 2014-го участники обороны Славянска сообщали, что из 30 захваченных у ВСУ ракет комплекса «Фагот» все до одной оказались бракованными.

Как считают эксперты, проблема была вовсе не в конструктивных недостатках оружия советского производства, которое хорошо себя зарекомендовало во многих вооруженных конфликтах. Просто у всех этих ракет уже давно истек срок эксплуатации.

«Назначенный срок службы для управляемых боеприпасов составляет 10 лет, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — И эти сроки актуальны только в том случае, если боеприпасы хранятся в закрытых помещениях, где поддерживается заданный диапазон температуры. На украинских же арсеналах боеприпасы валяются в штабелях под открытым небом, что сильно сокращает время их службы».

ПТРК «на коленке»

Украине в наследство от СССР достались не только тысячи единиц советских ПТРК, но и неплохой научный задел для производства собственных противотанковых комплексов.

Один из флагманов украинской оборонки — киевское КБ «Луч» — регулярно рапортует о создании передовых противотанковых средств. В частности, на вооружение украинской армии за последние 10 лет приняты легкий ПТРК «Корсар», ПТРК «Стугна-П», ПТРК «Барьер»и 125-миллиметровая артиллерийская противотанковая управляемая ракета «Комбат».

Комплексы, по заявлениям их разработчиков, обладают неплохими боевыми характеристиками. Так, ПТРК «Стугна-П» поражает цели на дальностях до 5,5 километра, при этом бронепробиваемость управляемой ракеты, оснащенной тандемной боевой частью, — не менее 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой.

Применяются и инновационные решения. В феврале 2017-го советник президента Украины Юрий Бирюков разместил на фейсбуке фото «Стугны-П» на передовой. Судя по ним, управление ПТРК можно осуществлять дистанционно — позиция оператора комплекса была оборудована в подземном укрытии. Однако способность Киева оперативно наладить массовый выпуск собственных ПТРК вызывает у экспертов большие сомнения.

«Разработать ПТУР на уровне второго поколения Украина может, но что касается организации их серийного производства, то шансы здесь невелики, — рассказал РИА Новости замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Как показала практика восстановления производства отечественных комплексов «Штурм» и «Атака», это была очень тяжелая задача, при этом Россия располагает куда большими ресурсами, чем Украина. Наверное, они смогут производить лишь какие-то незначительные партии «на коленке».

На этом фоне не удивляет тот факт, что Украина сегодня возлагает столь большие надежды на американские противотанковые комплексы. В Раде рассчитывают, что заокеанская военная помощь не ограничится лишь «Джавелинами».

Во вторник, 9 января, украинские СМИ сообщили о возможных поставках Киеву менее «продвинутых», нежели «Джавелин», ПТРК TOW. Тем не менее в Пентагоне эту информацию опровергли. «Планов по продаже или передаче TOW на Украину нет», — заявили в американском оборонном ведомстве.

Всего же в рамках военной помощи США планируют поставить Украине 210 противотанковых ракет и 35 пусковых установок «Джавелин» на сумму в 47 миллионов долларов. Правда, как считают эксперты, даже если эта сделка состоится, американские комплексы вряд ли серьезно повлияют на баланс сил на востоке Украины.

Автор: Вадим Саранов

Тема Mission News от Compete Themes.