Marketsignal logo

Как живет Донецк: торговые сети, продукты, литовские авто



Обеспечение Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) товарами народного потребления — дело непростое.

С одной стороны, на территории республик постоянно проживает около 3,7 миллиона человек — потребительский рынок больше, чем Латвия и Эстония, вместе взятые.

С другой стороны, население ДНР и ЛНР имеет преимущественно низкий достаток. За годы военно-политического кризиса на Украине розничная торговля в Донецке адаптировалась к неопределенному статусу ДНР и довольно неплохо справляется без поставок с территории «Незалежной».

Как живет Донецк: торговые сети, продукты, литовские авто

Как живет Донецк: торговые сети, продукты, литовские авто

«Торговый» разрыв Донбасса с Украиной

Трехлетняя блокада ЛНР и ДНР со стороны Киева привела к практически полному разрыву экономических и торговых связей Донбасса с Украиной и переориентации 3,7‑миллионного рынка на новых поставщиков товаров народного потребления.

Этот процесс проходил в несколько этапов, на каждом из которых доля украинских товаров на торговых прилавках Донецка сокращалась и замещалась продукцией из России.

Впервые российская продукция, привезенная в обход украинских таможенных пунктов, начала появляться в ДНР и ЛНР летом 2014 года. 12 августа 2014 года 262 КАМАЗа, груженных 2 тысячами тонн гуманитарных грузов (продовольствие, лекарства, комплексы электростанций и т. п.), выехали из Наро-Фоминска Московской области.

На границу Украины и России колонна прибыла 14 августа. В течение недели велись дипломатические торги и баталии, в результате 22 августа без согласия украинской стороны «белые грузовики» направились в Луганск.

А 21 декабря 2017 года в Донецк прибыл уже 72‑й по счету гуманитарный конвой МЧС Российской Федерации. В этот раз «белые грузовики» доставили в ДНР 300 тонн помощи, в том числе продуктовые наборы для семей с маленькими детьми и новогодние подарки.

В августе 2016 года на въезде в город Иловайск был установлен памятник гуманитарным конвоям МЧС Российской Федерации

В августе 2016 года на въезде в город Иловайск был установлен памятник гуманитарным конвоям МЧС Российской Федерации

Однако многие дончане жалуются, что видели российскую «гуманитарку» только в 2014 году. На самом деле, когда поставки в Донбасс нормализовались и были созданы государственные структуры, российская гумпомощь стала распределяться через многочисленные ведомства и министерства ДНР.

Но еще долгое время в Донецке ходили слухи, что со складов «гуманитарку» из «белых КАМАЗов» сразу же везут в магазины, в частности в «Первый республиканский супермаркет», но подтвердить или опровергнуть эту информацию сегодня не представляется возможным.

Второй этап перехода на поставки через российскую границу был связан с введением специального пропускного режима со стороны Украины в январе 2015 года. С вхождением Донецка в рублевую зону полки городских магазинов стали наполняться российскими и белорусскими товарами.

Затем на 2 года установилось затишье, частота и качество поставок стабилизировались. Поток украинских товаров в ДНР превратился хоть и в ручеек, но быстрый и стремительный.

Спрос рождает предложение, а, по мнению дончан, качество украинской «молочки», колбасных и мясных изделий гораздо выше «российских аналогов».

В марте 2017 года украинские радикальные батальоны начали новую блокаду Донбасса, которая сподвигла официальный Киев возглавить блокирующее движение. В ответ власти самопровозглашенных республик ввели внешнее управление на предприятиях, которые 2 года гражданской войны (!) работали под украинской юрисдикцией и платили налог в Киев.

Россия же приравняла по статусу паспорта и другие выданные ЛДНР документы к украинским. Начался третий этап торгового разрыва.

Заключительным, четвертым этапом смены поставщиков ДНР стал приказ Министерства доходов и сборов ДНР №170 от 3 мая 2017 года «Об установлении запрета на ввоз на таможенную территорию Донецкой Народной Республики товаров с территории Украины».

Начиная с этого момента с торговлей с Украиной, на которую ранее власти ДНР закрывали глаза (потому что она была выгодна), стали по-настоящему бороться.

В течение лета 2017 года повсеместно распродавались остатки украинских товаров и закрывались «серые» схемы, замыкающиеся на украинских производителей. К середине осени товары из Украины уже стали редкостью в ДНР.

Торговые сети довоенного Донецка

Развитие торговых сетей в Донецке пришлось на середину 2000‑х. За десять лет основные ниши были поделены, определены цены и ассортимент.

Наиболее успешной и популярной торговой сетью для среднего класса были супермаркеты «Амстор». В магазинах был представлен широкий ассортимент продукции, включая эксклюзивные импортные товары. В начале 2010‑х украинские журналисты стали связывать торговую сеть с именем олигарха Вадима Новинского.


В числе больших супермаркетов для среднего класса также можно назвать областные торговые сети «Обжора» и «Бум». Национальные сетевые игроки были представлены супермаркетом «Фуршет», днепропетровским Varus (был расположен в самом популярном ТРЦ города «Донецк Сити») и киевской «Великой кишеней» (рус. «Большой карман» — прим. RuBaltic.Ru). Также в городе работало два центра оптовой торговли немецкой компании Metro и гипермаркет французского ретейлера Auchan.

Во второй половине 2000‑х в Донецке начала агрессивное расширение днепропетровская фирма «АТБ», крупнейший украинский дискаунтер (магазин с широким ассортиментом товаров по ценам ниже средних рыночных).

Магазины у дома с ценами ниже, чем на рынке, появлялись как грибы после дождя. Основой коммерческого успеха сети «АТБ» стала эффективная логистика (сеть складских и распределительных центров в ключевых регионах; размещение магазинов возле остановок общественного транспорта) и экономия на издержках.

Ниши «ниже среднего» и «магазин у дома №2» (следующий за «АТБ») занимала сеть фрешмаркетов «Брусничка», принадлежащая холдингу украинского олигарха Рината Ахметова «СКМ».

Торговые сети сменили вывески

В первый же год гражданского конфликта в Донбассе в регионе произошел передел рынка розничной торговли. Примером того, что ничто уже не будет «как раньше», стал гипермаркет Metro, расположенный в километре от международного аэропорта Донецк. В конце мая — начале июня он был разграблен мародерами.

«Мы можем подсчитать только убытки от потери товара, который находился в магазине. Эти потери составляют порядка 1 млн евро.

Но самые большие убытки могут быть от повреждения инфраструктуры, их в настоящее время нельзя подсчитать, так как повреждения систем кондиционирования, электропроводки, водопровода обычно незаметны», — заявил 2 июня 2014 года директор Metro Cash and Carry Ukraine Клаус Ретиг о ситуации с гипермаркетом в Донецке.

Не менее разрушительным обстрелам и попаданиям го гиснарядов подвергались и другие супермаркеты Донецка, в основном в Киевском, Петровском и Куйбышевском районах города. Например, здание торгового центра «Амстор» на улице Соколиной 10 февраля 2014 года.

На первых этапах разрыва экономических связей с Украиной сетевые магазины массово закрывались. Продолжали работать только частные магазинчики, чьи хозяева, несмотря ни на что, продолжали работать. Начиная с лета 2015 года торговые сети стали «воскресать» и одновременно проводить ребрендинг.

В помещениях гиганта-дискаунтера «АТБ» стали открываться магазины «Первый республиканский супермаркет» и еще около десяти «марок» гастрономов с оригинальными названиями и без. Позднее часть магазинов поменяли вывески и стали «Семерочкой» с очень напоминающим другого (российского) ретейлера логотипом.

В конце 2016 года в здании второго донецкого Metro (на проспекте Ленина) был открыт центр оптовой торговли «Мост». В торжественной церемонии открытия магазина принимал участие глава республики Александр Захарченко. В ходе мероприятия он перерезал красную ленточку.

«Я рад сегодня находиться здесь, ведь это событие для нашей страны знаковое. Мы умеем не только воевать, но и, самое главное, мы умеем восстанавливать. Открытие этого магазина — это яркий показатель, что у нас всё будет хорошо и мы обязательно победим», — сказал в своей речи Захарченко.

А.Заарченко на открытии супермаркета "Мост". Фото: donpress.com

А.Заарченко на открытии супермаркета «Мост». Фото: donpress.com

В 2016 году «Бруснички» стали открываться под брендом «Авоська». В помещении Auchan открылся гипермаркет «Сигма Ленд», в Varus и «Великой кишене» — супермаркет Parus. Схожая судьба ждала и непродовольственные торговые сети. Например, строительный гипермаркет украинской сети «Эпицентр» превратился в «Галактику».

На протяжении 2014–2017 годов в Донецке работали «Амсторы», однако летом 2017 года супермаркеты начали один за другим закрываться.

Стартом процесса ликвидации ранее успешного и, должно быть, самого любимого дончанами магазина стало обращение Генпрокуратуры ДНР в Арбитражный суд республики с исковым заявлением к ООО «Амстор».

По мнению прокуратуры, аренда земельного участка под «Амстор» в Пролетарском районе Донецка происходила незаконно. Сразу же после закрытия супермаркетов в зданиях бывших «Амсторов» стали открываться магазины сети «Семерочка».

Магазины «Обжора» — единственная торговая сеть, которая сохранила название спустя 3 года гражданской войны в Донбассе. Хотя некоторые магазины сети так и не открылись после закрытия — например, «Обжора» на улице Артема вблизи железнодорожного вокзала.

Донецкий ассортимент. Война войной, а бизнес бизнесом

На сегодняшний день все торговые сети, функционирующие в ДНР, имеют республиканскую регистрацию, то есть работают официально и выполняют требования городских и республиканских властей. Что же продается в этих магазинах?

Особых проблем с базовыми товарами в Донецке нет. Хлебобулочные изделия производятся на местных предприятиях. За то время, пока раздавались продуктовые наборы, практически все дончане запаслись килограммами различных круп и макарон.

Соль и сахар, мясо, овощи, масло сливочное и подсолнечное и другие продукты завозятся из России и Беларуси в достаточном количестве и представлены в различных ценовых категориях. Та часть Донецка, которая может себе позволить ходить в магазины, не голодает.

Но минимальная пенсия в ДНР составляет 2 730 рублей. При этом цены на продукцию почти равны российским. Продукты на Украине всегда стоили значительно дешевле.

Нестабильно, интересно, а порой даже парадоксально обстоят дела со «второстепенными» товарами.

Летом-осенью 2017 года в магазинах торговой сети «Семерочка» можно было совершенно спокойно встретить львовское пиво Stare Misto или «Привіт з Києва» (рус. «Привет из Киева» — прим. RuBaltic.Ru). Причем пиво с Галичины мирно уживалось на одной полке с белорусской маркой «Бобров», российским «Жигулевским» и эстонским слабоалкогольным бутилированным коктейлем A. Le Coq.

Любителей пива не оставили без украинских чипсов «Люкс» с надписью на фронтальной части упаковки «Кожна картоплина вирощена в Україні» (рус. «Каждая картофелина выращена на Украине»).

На полке с безалкогольными напитками «Кока-Кола», разлитая на украинском заводе, соседствовала с загадочной приторно сладкой El Fruit Cola из Кабардино-Балкарии и еще 5–6 цветными напитками разной стоимости и цвета.

Если сегодня в донецком супермаркете пройти чуть дальше, к стеллажам с крепким алкоголем, то можно понять, что в ДНР хорошо налажено производство водки. Практически вся 40‑градусная под разными брендами и в разных бутылках — донецкого разлива.

Конкуренцию донецкой водке составляют днепропетровские «пародии» на элитный алкоголь Black Jack (в оригинале Jack Daniels), Jack Talker Red Level (Johnnie Walker Red Label), Captain Jack с фото Джонни Деппа в образе Джека Воробья (Captain Morgan) и т. п.

Каким образом продукция с вотчины украинского олигарха Игоря Коломойского (из Днепропетровска) — спонсора украинских радикальных батальонов и «дьявола во плоти» — успешно закрепилась в ДНР, также непонятно.

Заканчивая тему «вредных продуктов», нельзя не вспомнить о том, что среди местных жителей упорно ходят слухи о табачном заводе где-то под Дебальцево, который выпускает сигареты с надписями о вреде курения на польском и немецком языках. Также большие партии сигаретной продукции выпускает макеевский табачный завод «Хамадей». Пачка Winston Blue в ДНР стоит около 24 рублей, а в Германии — 300–400 рублей. О вкусовых качествах продукции сказать ничего не можем.

На полках с кондитерской продукцией соседствовали львовская шоколадка «Світоч», сумские «Корона» и Milka, российские Alpen Gold, «Бабаевский» и замаскированный под швейцарцев ярославский Bucheron. Также время от времени в ДНР неизвестно откуда появляются большие партии немецкого шоколада Ritter Sport.

В маленьких магазинчиках еще в конце лета 2017 года можно было найти робко лежащую шоколадку Roshen, а если попросить продавца, то взять на вес килограмм мятных леденцов в зеленой обвертке той же фирмы украинского президента.

Список странностей и нестыковок реальности торговых стеллажей и политической риторики в ДНР на этом не исчерпывается.

Рынок товаров личной гигиены и бытовой химии представлен как мировыми производителями Procter&Gamble, Unilever, L’Oreal, так и местными, российскими и белорусскими брендами.

В целом же спустя три года жители Донбасса увидели, что бизнес и экономический интерес сильнее всех политических идей и деклараций. Международный капитал, несмотря на санкции и боевые действия, продолжает сбывать свою продукцию в регионе. А российская и украинская стороны обеспечивают движение этих товаропотоков (соответственно, и обратных денежных потоков) в ДНР.

Что бы ни говорили чиновники самопровозглашенных республик, самообеспечение Донбасса даже продовольствием — это, увы, пока только миф, а даже не долгосрочная перспектива.

«Горняк» расправил плечи

Феноменом продовольственного сектора самопровозглашенной республики можно считать Торговый дом «Горняк». Дончанам организация была известна и до войны своими продуктовыми брендами: мороженое, творог и замороженные пельмени «Геркулес», масло и сметана «Глечик», йогурты, молоко и кефир «Добрыня».

В разгар экономической блокады ТД «Горняк» стал активно расширять ассортимент за счет мучных изделий, консервов, а также металлических заготовок и деталей, замков и даже канализационных люков. Часть продукции концерн производит на территории ДНР, часть — импортирует через аффилированную фирму-офис в России.

Одним из последних бизнес-направлений всепроизводящего и всепродающего донецкого гиганта стало открытие фирменных магазинов «Геркулес-MOLOKO», в которых преимущественно продается продукция ТД «Горняк».

За машиной в Литву или Грузию

В Донецке никогда не производили автомобили. Основой экономики Донбасса всегда было тяжелое машиностроение, добыча ресурсов, металлургия и химпроизводство. Донецкие автосалоны завозили машины из сборочных цехов, расположенных вне Донбасса, или импортировали.

В мае 2014 года после первых ограблений донецких автосалонов (убытки компаний от одного визита в салон вооруженных людей составляли миллионы гривен) владельцы бизнесов позаботились о вывозе машин из нестабильного региона.

Весной-летом 2014 года вооруженные люди забирали автомобили у законных владельцев как на дорогах, так и из гаражей «для военных нужд». Естественно, что под видом ополченцев часто действовали обыкновенные бандиты, которые на фронт не собирались.

Весной 2015 года неразбериха в Донецке стала превращаться из хаоса анархии в новую систему, были введены новые правила игры. На тот период машин в городе не осталось в принципе, не то что в салонах.

Выход из ситуации дефицита автотранспорта и эффекта пустых дорог (отсутствие автомобилей на дорогах и тишина в большом, до войны шумном городе действительно угнетали) был найден в законодательной сфере.

Таможенная очистка автомобильного средства в самопровозглашенной республике была установлена на очень низком уровне по сравнению с Украиной или Россией. Полная стоимость «растаможки» авто составляет в ДНР в среднем 60–80 тысяч рублей.

Предприимчивые граждане — не только из ДНР — решили воспользоваться данной возможностью и стали пионерами импорта подержанных автомобилей. География и национальное законодательство Литвы и Грузии оказались наиболее благоприятными в Восточной Европе для снабжения непризнанной республики подержанными авто.

Стоимость покупки и «доставки» автомобиля в хорошем состоянии в ДНР (аналогично в ЛНР) составляет от 80 тысяч рублей. Средняя цена «грузинских» и «литовских» авто в Донецке составляет 210–350 тысяч рублей.

Привозить авто в ДНР стало хорошим бизнесом, в частности, для людей с литовскими документами. За одну машину (поездка туда и обратно, выбор авто и оформление документов) можно заработать до 500 долларов.

Итоги торговой блокады

Дефицит в Донбассе всего: от товаров первой необходимости до эксклюзивных продуктов и новых моделей смартфонов — в итоге был восполнен альтернативными поставщиками. От торговой блокады Донбасса Украина потеряла, по оценкам Национального банка Украины, 2,3 миллиарда долларов.

Вместе с тем характер развития розничной торговли в ДНР показывает слабость государственного контроля, уязвимость экономики региона, ее зависимость от решений суверенных игроков, во многом, что неудивительно, от Российской Федерации.

И всё же украинские товары в донецких супермаркетах и на рынках говорят о том, что экономика даже во время гражданской войны, войны «идеологий», превалирует над политикой, стоит над ней и, возможно, когда-нибудь окажет решающее воздействие на разрешение украинского кризиса.

Автор: Олег Филин


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ