Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

ЧМ — 2018. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков

Оборот вторичного рынка билетов на Чемпионат мира по футболу может составить несколько миллиардов. Властям следует задуматься о регулировании этого рынка вместо того, чтобы идти по пути тотальных запретов.

Второй этап продажи билетов на Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России следующим летом, стартовал 5 декабря. На первом этапе спрос превысил предложение в пять раз, и, несмотря на все меры со стороны FIFA и угрозы штрафов, многие билеты попали к перекупщикам. Наценка достигает двух-пяти раз — и это не предел. Оборот вторичного рынка билетов на ЧМ может составить несколько миллиардов.

Лишний билетик. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков
Лишний билетик. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков

FIFA продает билеты на Чемпионат мира в несколько этапов. Первая часть стартового этапа закончилась 12 октября. Тогда FIFA отчиталась о продаже более 622 000 билетов, при том, что Ассоциация получила почти 3,5 млн заявок на покупку. Всего же на первом этапе было продано почти 743 000 билетов.

Билеты разбиты на четыре категории, самый дешевый можно было купить за 1280 рублей, самый дорогой — на финал — стоит 66 000 рублей. FIFA ввела ограничения — в одни руки не более четырех билетов на один матч, и всего можно посетить не больше семи матчей. Для покупки требуется обязательная регистрация на сайте.

Кроме того, на Кубке Конфедераций, который прошел в России летом этого года, был опробован Паспорт болельщика — еще один документ, необходимый для прохода на стадион. Его нужно получить, пройдя регистрацию на специальном сайте.

Все эти меры призваны, во-первых, повысить безопасность, во-вторых — бороться с перекупщиками. В дополнение к этому в начале ноября премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что перекупщиков будут штрафовать, размер штрафа – от 50 000 до 1 млн рублей, соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму до 18 декабря. Но вряд ли все это принципиально изменит ситуацию.

На Кубке Конфедераций, не смотря на идентичные меры (регистрация на сайте ФИФА, лимиты на продажу билетов в одни руки, Паспорт болельщика), почти 40% всех билетов были проданы на вторичном рынке. Оборот таких билетов составил 2 млрд рублей, а компании, которые занимались перепродажей, заработали порядка 700 млн рублей.

На Чемпионате мира цифры будут еще больше, минимум в полтора-два раза. К тому же нужно учесть, что теперь в Россию придут и будут продвигать свои услуги и все крупные западные игроки, такие как Viagogo и StubHub.

Купить билеты у перекупщиков можно уже сейчас, цена начинается от 10 000 рублей, а, например, на билеты третьей категории на полуфинал минимальная цена составляет 55 000-60 000 рублей (на официальном сайте — 17 100 рублей). И спрос на билеты на вторичном рынке уже превышает предложение.

Вечный вторичный рынок

Сегодня любое популярное — спортивное или любое другое — мероприятие автоматически формирует вторичный рынок билетов. Подавляющее большинство людей не могут купить билеты из первых рук. Им остается только идти за билетами на вторичный рынок.

На товарищеском матче сборной России со сборной Аргентины, который прошел 11 ноября в Москве, был огромный ажиотаж, в Лужниках был солд-аут: в Москву приехал сам Лионель Месси, звезда мирового футбола.

Продажи на вторичном рынке начались за две недели до матча, 27 октября, поскольку на первичном рынке билеты были моментально раскуплены, оставались только VIP-места. В итоге, по оценке eTicket4.ru, на вторичном рынке на этот матч было продано до 40% билетов — цифры, сравнимые с матчем Россия-Португалия на Кубке Конфедерации.

Но перекупщики — проблема не только России. Мировой рынок вторичных билетов оценивается в $8 млрд, больше половины приходится на США. Другое дело, что в разных странах с ними борются по-разному.

В России, например, годами можно услышать примерно одну и ту же риторику: запретить, оштрафовать, усилить меры, ввести всевозможные паспорта и так далее. Но, возможно, на проблему стоит посмотреть под другим углом.

В Великобритании перекупщики не запрещены законом, нельзя только перепродавать билеты на футбольные матчи. Однако и здесь есть исключения: лицензированные реселлеры могут договориться с клубами и вполне на законных основаниях перепродавать билеты.

Так, в 2016 году один из крупнейших мировых игроков на вторичном рынке билетов Viagogo договорился с несколькими клубами английской премьер-лиги (АПЛ), включая «Челси» Романа Абрамовича. Конкурент Viagogo — StubHub — также сумел договориться с несколькими клубами. К слову, АПЛ зарабатывает больше всех футбольных лиг в мире, а на большинстве матчей аншлаги.

В Канаде, Швеции, Ирландии реселлеры разрешены с некоторыми оговорками (направленными, в первую очередь, на борьбу с поддельными билетами). В США ситуация похожая, правда там законы разнятся от штата к штату.

Смысл же этих примеров в том, что правительства перечисленных стран постарались интегрировать реселлеров билетов в законодательную систему, и превратить вторичный рынок по возможности из «серого» в «белый».

В итоге появились глобальные платформы, которые, с одной стороны, генерируют многомиллионные доходы, с другой — платят налоги, которые поступают в казну государства. Зрители же получают удобный и надежный сервис, площадки, на которых они могут купить быстро купить билеты (иногда даже ниже номинала, ведь цену формирует спрос), не боясь стать жертвой мошенников (именно мошенничество, а не накрутка цен — одна из главных проблем рынка, вот, например, статья The Guardian почти десятилетней давности, не потерявшая актуальности.

Опять блокчейн

Понятно, что организаторы Олимпиад, Чемпионатов мира по футболу и других международных событий, особенно в мире спорта, вряд ли когда-нибудь официально разрешат кому-то еще, кроме них самих, продавать билеты. Никто и не ждет от МОК или FIFA таких радикальных шагов.

Но такие события, как Чемпионат Мира — это повод и возможность для нашего правительства задуматься о системном подходе в регулировании вторичного рынка билетов, а также о том, каким этот подход должен быть — запретительным или либеральным.

Да, российскому рынку билетов далеко до зарубежных, по нашим оценкам его объем примерно $200 млн. Но и эта цифра не маленькая, и легализация хотя бы его части позволит получить казне дополнительный доход, который никогда не бывает лишним.

Правда, вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем ситуация во всем мире кардинально изменится. Блокчейн приходит и на билетный рынок, в том числе и в России.

Например, российский проект Crypto.Tickets, у которого 30 ноября завершилось ICO (началось 5 октября, должно было закончиться 5 ноября, но команда приняла решение продлить ICO до конца месяца, так как было собрано слишком мало средств; в итоге удалось собрать чуть больше $1,7 млн), обещают разработать блокчейн-платформу, к которой сможет подключиться любой организатор мероприятий и создать смарт-контракты для выпуска криптобилетов.

Примерно такая же концепция и у зарубежных конкурентов: английский Aventus, ирландский TicketChain, BitTicket (компания Cititzen Ticket, Великобритания), Blocktix и другие. Все они обещают произвести революцию на билетном рынке, ведь блокчейн сделает его прозрачным, децентрализованным, снизит издержки по дистрибуции билетов и так далее.

Однако в большинстве своем эти проекты не предлагают решений для вторичного рынка, который вряд ли исчезнет с появлением новых технологий. Скорее всего, он тоже модернизируется, ассимилирует блокчейн, искусственный интеллект, big data, другими словами — станет высокотехнологичным.

Запрет или регулирование

Ведь спрос на билеты на мероприятия типа Чемпионата мира по футболу всегда будет превышать предложение, а перекупщики найдут способ обойти систему, какой бы защищенной она не была. Скорее изменится сам билетный рынок и ценообразование на нем, чем исчезнет вторичный рынок билетов.

Похожая ситуация произошла и происходит в музыкальной и киноиндустрии: с появлением новых технологий в итоге изменяются не законы о пиратстве, а меняются способы дистрибуции контента, включая, например, премьерные показы в интернете или бесплатная публикация новых альбомов в сети. Запрещать вторичный рынок билетов? Лучше запретить дожди в июле. А еще лучше изобрести зонтики, дождевики и непромокаемую обувь.

И вряд ли предприниматели заставят себя долго ждать, так что скоро появятся проекты, которые сделают вторичный рынок билетов более цивилизованным — даже в России. Правда, в нашей стране все это так и останется на полулегальном положении, если не будут приняты соответствующие законы.

Да, законотворчество всегда серьезно отстает от технологического развития: криптовалютам скоро десять лет, а их регулирование началось только в этом году. Но у законодателей сегодня не остается выбора, кроме как действовать быстрее обычного: слишком быстро блокчейн вдруг стал проникать в разные сектора экономики, в том числе государственные.

Автор: Даниил Кручинин

Больше в Экономика РоссииБольше записей в Экономика России »
Тема Mission News от Compete Themes.