Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Дешево, но сердито. Сколько стоит контракт в украинских вузах

Стоимость обучения в украинских вузах растет каждый год. Причем в некоторых университетах цена кусается.

Одним из самых дорогих вузов в Украине считается КНУ им. Т.Шевченка. Так, в этом году поступающим на первый курс бакалаврата за год обучения в Институте международных отношений придется отдать 46 200 гривен. Предлагается даже обучение на английском языке – но уже за 56 тысяч в год.

– В этом году намного меньший скачок в цене. В прошлом году обучение стоило 44 тысячи, а в позапрошлом – вообще 35, – сказали «Стране» студентки-волонтеры из приемной комиссии.

То есть, с 2015 года в 2016 году цена выросла сразу на 9 тысяч гривен, тогда как по сравнению с прошлым годом сейчас – на 2200 грн.

Дешево, но сердито. Сколько стоит контракт в украинских вузахНо меньший скачек в цене не сделал обучение в этом вузе доступнее для рядовых украинцев. Напомним, что по данным Госстата, средняя зарплата по Украине в мае этого года составила 6840 грн в месяц (или 82 080 грн в год).

Обучение на факультете международных отношений в Киево-Могилянской академии обойдется немного дешевле, чем в КИМО, но тоже недешево – 39 тысяч гривен. Изучать право можно за 40 тысяч в год, маркетинг – за 30 тысяч.

Контракт в Институте журналистики КНУ им. Т.Шевченко в этом году стоит 39 900 грн. Право – традиционно самая дорогая специальность КНУ, наряду с международными отношениями: 46 200 грн в год.

Стоимость обучения растет параллельно с ростом цен и тарифов, объясняет проректор по научно-педагогической работе КНУ им. Т. Шевченка Владимир Бугров.

«Для каждого нового года обучения мы вынуждены устанавливать новую стоимость в соответствии с изменениями в тарифах. Растут цены на электроэнергию, воду, теплоэнергию, и соответственно, меняется стоимость обучения. Другого варианта нет, мы должны компенсировать затраты на подготовку студента. Каждый год цены на обучение мы подымаем, но не столь существенно – до 10%», – говорит Бугров «Стране».

«Стоимость обучения в украинских вузах не превышает 1000 евро, за исключением разве что нескольких факультетов ключевых киевских ВУЗов и подготовки пилотов – просто полеты для их подготовки довольно затратные, – в свою очередь, отмечает в комментарии «Стране» Владимир Ковтунец, первый замминистра образования. – Редко когда стоимость обучения доходит до 30 тысяч гривен в год. Это очень дешево и в среднем гораздо меньше, чем мы тратим из бюджета на подготовку одного студента».

Действительно, если посмотреть на цены, к примеру, в КПИ им. И. Сикорского, изучение самых топовых специальностей (к примеру, информационных технологий) стоит 24 700 грн в год.

Стоимость же обучения в региональных вузах редко когда превышает 20 тысяч гривен. Так, в ЛНУ имени Ивана Франка самое дорогое направление – международное право – обойдется в 22 490 грн. Во Львовской политехнике изучение архитектуры и строительства обойдется в 14 800 грн за первый год обучения. Программное обеспечение – 12 100 грн. Компьютерные науки, а также информационные системы и технологии – 11 800 грн.

Изучение права в Институте криминальной юстиции Национального университета «Одесская юридическая академия» обойдется в 21700 грн. Год обучения журналистике стоит 15050 грн. Стоимость одного года обучения в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого на специальности «Международное право» составляет 25900 грн, на праве – 24700 грн в год.

В Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова учиться и того дешевле: за учебу на самых дорогих специальностях (право, журналистика и международные отношения) просят 18261 грн.

Дешево, но сердито

В МОН объясняют: университеты ограничивают рост расценок на контракт, пытаясь привлечь как можно больше студентов. В условиях падения платежеспособности населения они не могут подымать цены выше, чем на 10% в год – иначе просто не смогут набрать абитуриентов.

«Экономическая деятельность университетов построена на устаревших, советских принципах, – объясняет Владимир Ковтунец. – Дело в том, что университет не может свободно распоряжаться средствами фонда государственного бюджета. Он может потратить эти деньги на зарплаты сотрудникам и еще немного останется на коммунальные услуги. А уже делать ремонт и закупать новое оборудование университеты могут только за деньги контрактников. Это объясняет, почему в Украине относительно невысокая стоимость обучения: университеты пытаются заполучить контрактников буквально любой ценой».

Впрочем, несмотря на это с каждым годом желающих поступить на контракт в украинские вузы становится все меньше. Согласно отчету аналитического центра CEDOS, с 2012 по 2015 год студентов-контрактников в Украине стало почти вдвое меньше.

Владимир Бугров признает: количество поступающих на контракт с годами только уменьшается: «Но это в абсолютных цифрах. В процентном соотношении количество желающих поступить на контракт практически неизменно – их около 50%. Другая половина идет на бюджет. Такая корреляция сохраняется уже около 10 лет. Мы ожидаем, что и в этом году тенденция сохранится».

Бугров связывает снижение количество контрактников с демографической ситуацией: просто выпускников школ стало меньше. Этот аргумент, к слову, использовали в Министерстве образования и науки (МОН) для сокращения госзаказа: мол, меньше абитуриентов – меньше и бюджетных мест. Правда, выпускников стало меньше на 4,3%, а бюджетные места сократили на 17,5%.

Впрочем, судя по информации CEDOS, демографическое падение с 2012 года было незначительным – количество выпускников сократилось всего на 60-70 тысяч. Так что, по мнению аналитиков центра, это не основная причина.

Что действительно отражается на количестве студентов-контрактников, так это падение платежеспособности населения и отток абитуриентов за рубеж.

Мода на заграницу

Как показывает практика, те, кого кризис не коснулся, и кто может позволить себе платить большие суммы за обучение, скорее сделают выбор в пользу зарубежных университетов. Для этого есть целый ряд причин.

«Во-первых, поступать в заграничные вузы – это мода», – объясняет Владимир Ковтунец. И моду эту задают, прежде всего, дети украинских политиков.

«Страна» неоднократно писала о том, где учатся дети украинских политиков. Чиновники тратят на обучение детей за рубежом десятки тысяч долларов в год. Например, президент Петр Порошенко отправил младших детей учится в Англию (городок Шрусбери). Дочки-двойняшки Саша и Женя, а также сын Миша получают образование в Concord College. За каждого из них гарант платит по 1,1 млн грн в год.

К слову, стоимость обучения в Туманном Альбионе одна из самых высоких в Европе. Средняя стоимость обучения в университете Англии варьируется от 10000 до 15 000 фунтов стерлингов в год.

По мнению Бугрова, вообще некорректно сравнивать и стоимость обучения в Украине и в Европе. «Нельзя образование рассматривать изолированно, в отрыве от реалий страны. Нужно учитывать ВВП, условия и уровень жизни, инфляцию. Если бюджет Гарварда – около 30 млрд, как нам с ним равняться?».

В тоже время, в Германии обучаться во многих ВУЗах можно и бесплатно даже для иностранцев (оплачиваются лишь семестровые и регистрационные сборы).

Многие жители западной Украины пользуются т.н. «картой поляка» и получают стипендии на обучение в вузах соседней Польши – эта страна массово принимает украинских студентов. Многие абитуриенты без проблем поступают и на контракт – для студентов из Украины в Польше действуют скидки. В последние годы количество украинских студентов в Польше бьет все рекорды: так, из 46 тысяч иностранных студентов, которые учились в Польше в прошлом году, половина – украинцы.

При выборе между зарубежным и украинским университетом свою роль играет престижность. «Тот же польский диплом как диплом страны-члена ЕС признается и высоко ценится в других странах Евросоюза. С украинским дипломом в этом плане большие проблемы – его не признают практически нигде, кроме Украины», – отмечает Ковтунец.

Впрочем, поступление за границу – это еще и выход для тех абитуриентов, которые не смогли пройти барьер ЗНО, чтобы поступить в вуз в Украине. Если средства позволяют, им проще без ЗНО поступить на контракт в зарубеж.

«Даже учитывая условия в вузах Польши, гранты на учебу в зарубежных вузах других стран, необходим определенный «денежный резерв», – отмечает эксперт по вопросам высшего образования Андрей Черных. – Одни, очевидно, выбирают иностранные вузы, чтобы не сдавать ЗНО, и этим пользуются наши соседи-поляки. Другие, в том, числе дети политиков, – чтобы получить более качественное образование, которое, как они думают, не смогут получить в Украине. Немаловажную роль играет и желание родителей-политиков оградить детей от пристального внимания и связанных с этим неудобств, с которыми они столкнутся, если будут учиться в своей стране».

Похожий аргумент на пресс-конференции озвучил и президент, отвечая на вопрос заместителя главного редактора «Страны» Светланы Крюковой о том, что нужно сделать, чтобы дети украинских чиновников учились в Украине. Мол, за рубежом его дети – просто ученики, тогда как на родине они, прежде всего – дети президента.

«Здесь вопрос не в качестве украинской школы. Я не хочу видеть своих детей мажорами. И те условия, которые созданы там для детей, делают невозможным для них получение привилегий, как для детей президента», – заявил Порошенко.

Дорогу молодым

По мнению экспертов, Украине стоит делать упор не на количестве, а на качестве. Это единственный способ побороться за украинского абитуриента.

«Качество – решающий фактор при выборе высшего учебного заведения. Если вуз обеспечивает это качество, то и студенты, и их родители готовы за него платить», – отмечает сооснователь общественной организации Kharkiv IT Cluster Эдуард Рубин.

Владимир Ковтунец приводит впечатляющие цифры: по уровню охвата высшего образования Украина входит в ТОП-15 стран. А вот уже по качеству образования (технического, природоведческого) мы примерно в пятом десятке.

«По качеству бизнес-образования, менеджмента – мы в сотне. Это объясняет, почему у нас экономика не развивается – специалистов нет. Поэтому объективно интерес Украины состоит в том, чтобы уменьшать степень охвата высшего образования, но повышать качество высшего и профессионально-техничного образования. В Украине дефицит рабочих. И перепроизводство дипломов», – говорит Ковтунец.

Поэтому в МОН планируют с каждым годом постепенно уменьшать объемы госзаказа – по словам замминистра, это будет стимулировать конкуренцию между университетами за лучшие умы и соответственно отразится на качестве подготовки специалистов.

«Если всего две украинские морские академии в Одессе и Херсоне готовят первоклассных офицеров морского транспорта и обеспечивают им стопроцентное трудоустройство в лучших международных компаниях – то у них нет никаких проблем. Их дипломы признают во всем мире. А когда у нас почти в каждом вузе выпускают огромное количество юристов, при этом преподавательский состав откровенно слабый, то и диплом юриста у нас не всегда котируются не то что зарубежом, а даже в украинских фирмах. Есть такие университеты, что работодатели просят выпускников с такими дипломами к ним не приходить», – отмечает Владимир Ковтунец.

«Если учиться в украинских университетах будет престижно, их дипломы будут признаваться во всем мире, то самые талантливые выпускники школ будут оставаться в стране, – уверен Эдуард Рубин. – К тому же, при существующем в мире уровне академической мобильности нашим вузам уже давно пора интегрироваться в европейскую систему, чтобы студенты могли без проблем один-два семестра проводить в вузе другой страны. Остается ждать, когда же наши университеты будут к этому готовы».

Чтобы дети украинских политиков учились в Украине, нужно изменить приоритеты в государственной политике, считает Андрей Черных.

«Вчерашнее заседание парламента очень четко это продемонстрировало: в первую очередь рассмотрели пенсионную реформу, и то только в первом чтении, а могли бы принять во втором чтении закон об образовании. Вот и приоритет. К тому же, не забывайте о подходе Минфина, который в финансировании системы образования видит «расходы», а не инвестиции в будущее. В этом корень проблемы. И пока власть будет думать в первую очередь о пенсионерах (хотя это, безусловно, делать нужно), молодежь будет стоять перед сложным выбором: оставаться в своей стране и самим делать все возможное для изменений – или уезжать», – уверен эксперт.

Автор: Анастасия Товт

Тема Mission News от Compete Themes.