Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Япония не вправе требовать Курилы

Мои многолетние дебаты с японскими политиками, учеными, журналистами и обычными японцами убеждают в том, что жители этой страны по вине местных СМИ и государственной пропаганды не знают в должной мере историю разногласий Японии и России по т.н. «территориальному вопросу».

Так, например, откровением для моих японских собеседников является то, что, оказывается, «исконные японские территории» — острова Тисима, вовсе таковыми не являются, ибо с 1786 года входили в состав Российской Империи, что подтверждается документами и картами тех времен.

При этом главным и, заметим, единственным доводом претензий на южную часть Курильской гряды является их уступка в 1855 году представлявшим российское правительство адмиралом Евфимием Путятиным ради установления дипломатических и торговых отношений со Страной восходящего солнца.

Япония не вправе требовать КурилыПо японской логике все, что происходило после 1855 года во внимание можно не принимать. Но ведь была Русско-японская, а главное – Вторая мировая война, по итогам, которой территория Японии решением победителей была ограничена основными островами метрополии и некоторыми другими.

В августе 1945 года японское правительство, безоговорочно капитулировав на основе Потсдамской декларации союзных держав, согласилось с такими ограничениями. В 8-м пункте декларации записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

Каких территорий лишалась Япония по итогам войны, определяла Директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года. Наряду с другими территориями из состава японского государства выводились все острова к северу от Хоккайдо.

В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции, которые оно торжественно обязалось неукоснительно выполнять.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2 договора гласит:

«Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Тогда японский МИД, а значит, и правительство, исходили из того, что все Курильские острова, включая южные, перестали быть японской территорией.

После ратификации Сан-францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить близкими к Хоккайдо островами, а именно по возможности добиваться передачи Японии только Малой Курильской гряды, по-японски – гряда Хабомаи и остров Шикотан.

Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

В связи с тем, что США и Великобритания на конференции в Сан-Франциско отказались учесть предложения Москвы, в частности, о включении в текст мирного договора указания о переходе по итогам войны Южного Сахалина и всех Курильских островов к Советскому Союзу, руководство СССР не сочло возможным подписать договор, назвав его сепаратным. Тем не менее, попытки японского представителя выдвинуть претензии на южную часть Курильской гряды не были учтены и в текст договора внесены не были.

Об окончательности перехода Курильских островов их прежнему владельцу – России заявлял тогдашний премьер-министр Японии Итиро Хатояма. Он подчеркивал, что нельзя смешивать вопрос о Хабомаи и Шикотане, которые рассматривались как «продолжение Хоккайдо», с вопросом о Курильских островах, который был решен Ялтинским соглашением глав великих держав – США, СССР и Великобритании. Известно и заявление Хатояма о том, что, поскольку Япония отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина по Сан-францисскому договору, у нее нет оснований требовать ей этих территорий.

Зная позицию японского правительства, советский лидер тех лет Никита Хрущев в 1955 – 1956 гг. в наивном расчете «оторвать Японию от США» решил сделать японцам «подарок», предложив в виде жеста доброй воли передать после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан.

Хотя такое разрешение проблемы территориального размежевания двух стран устраивало Токио, и было его конечной целью, этому воспротивилось американское правительство, фактически запретив подписывать мирный договор с СССР на предложенных им условиях. А потому ответственность за то, что договор до сих пор не подписан, лежит на правительствах США и Японии.

Президент РФ Владимир Путин и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно официально указывали на то, что владение Россией Курилами основано на международных соглашениях и сомнению не подлежит.

В связи с этим обратило на себя внимание недавнее утверждение влиятельной японской газеты «Нихон кэйдзай симбун» о том, что в настоящее время, якобы, «стороны решили отложить исторический и юридический аспекты территориальной проблемы и пойти по пути укрепления доверия за счет совместной хозяйственной деятельности на островах».

Если это действительно так, то речь идет о серьезной уступке Токио, ибо именно «исторический и юридический аспект» является слабой стороной японской позиции, с которой выступает на переговорах премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Автор: Анатолий Кошкин

Тема Mission News от Compete Themes.