Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как командующий Балтфлотом офицеров НАТО напугал

18 мая Дважды краснознаменный Балтийский флот отмечает 314-й день рождения. «Комсомолка» поговорила с бывшим командующим флотом адмиралом Владимиром Валуевым.

«Флот свертывался»

— Владимир Прокофьевич, в этом году нашему флоту исполняется 314 лет. Он старейший в России, богат славными традициями и победами. Что представлял собой флот в 1999 году, когда вы вступили в должность командующего?

— Флот свертывался. Корабли, которые находились в портах бывших социалистических стран, пришли в Балтийск и Кронштадт, где стали базироваться. Тогда вместо ремонта их решили утилизировать. Практически все были отправлены на металлолом. Из 400 боевых кораблей, которые были в составе Балтфлота, к 2000 году осталось около сотни.

Как командующий Балтфлотом офицеров НАТО напугалТо есть сокращение корабельного состава в 4 раза! Подводная составляющая была очень слаба, практически не было ни одной подводной лодки, ни одного экипажа. Но мы отремонтировали пять подлодок и семь экипажей ввели в первую линию. Это был огромный труд. Одна из старых подводных лодок стала экспонатом Музея Мирового океана. Это самая удачная судьба для списанной субмарины.

— Как выходили из ситуации?

— Особенность нашего флота такова, что он расположен в анклаве, окруженный Литвой и Польшей, странами НАТО. Ленинградская военно-морская база в Кронштадте, замыкается на Балтфлот. В надводной акватории на Балтике присутствуют семь государств. В мою бытность штаб флота находился в Санкт-Петербурге. Море маленькое, флот невелик, а полномочия очень большие.

На тот момент был создан оптимальный вариант разновидовой группировки. В Калининградский особый район входили морская группировка в Балтийске и Кронштадте, сухопутная группировка на базе 11-й гвардейской армии (весной 1945-го штурмовавшей Кёнигсберг – Ред.), авиационная группировка, куда входили истребители, транспортная авиация, авиаполк имени Покрышкина и ударные штурмовики в Черняховске, а также морская пехота и разведчасти. Была создана самая современная система ПВО.

Все, что сокращалось в Советском Союзе и странах Варшавского договора, нашло применение у нас. Здесь стажировались белорусские военные. Словом, решали задачи по трем направлениям: мирного времени, угрожаемого периода, военного времени. Проводилась оперативно-тактическая подготовка, были созданы силы постоянной готовности.

37 «чернобылей» и первый парад

— Очень много спекуляций на тему ядерного оружия в Калининградской области. И сейчас, да и раньше. Оно действительно было в нашем регионе?

— Скажу вам так. С высокопоставленными офицерами НАТО у нас проходили совместные совещания. Они тоже пытались у меня выпытать, есть ли ядерное оружие в Калининградской области. Я им отвечал: «У нас на Балтийском флоте, на кораблях ядерного оружия нет. Зачем нам оно?!

У вас в Европе 37 атомных электростанций. Берем обычную ракету, запускаем ее по цели – АЭС. Несколько залпов и получается 37 «чернобылей»». Этот ответ шокировал наших натовских «партнеров». И вскорости Литва вывела из строя Игналинскую атомную станцию.

— В последние годы профессия военного вновь стала престижной, хорошо оплачиваемой. А были времена, когда офицеров держали на голодном пайке. Многие уходили на гражданку…

— Это так. Знаете, приведу пример. Помню, 11 лет назад губернатор Георгий Боос подошел и говорит: «А слабо нам товарищ командующий провести сухопутный парад в Калининграде?». Я ответил, что элементарно можем это сделать, но у нас ни на зарплату, ни на боевую подготовку денег нет. Показал смету «парадных» расходов. Надо было 16 миллионов рублей.

В итоге нашли средства. И параллельно с подготовкой к параду, мы проводили боевую подготовку. Так возродилась традиция военных парадов в нашем городе. Тогда военным платили не регулярно, не было жилья. Более 5 тысяч офицеров и мичманов оставались без квартир. Приходилось выкручиваться.

В собственности Минобороны были земельные участки, то, что было не нужно для флота, я предлагал застройщикам. И они 30 процентов построенного жилья бесплатно отдавали военным. Сейчас моряки обеспечены жильем, зарплаты высокие. Служи – не хочу! От желающих отбоя нет.

— Тем не менее, образовался кадровый провал. Три года при министре обороны Сердюкове не было набора в военные вузы.

— В бытность Сердюкова произошел «мебельный» уклон, негативные последствия которого мы ощущаем. Ранее Калининградский особый район и округ был подчинен напрямую Генеральному штабу. Мы проводили на территории Балтийского флота совместные учения. У меня на принятие согласованного решения уходило 15 минут.

А сейчас информация из Генштаба идет в округ, оттуда командующему, причем бывает с неточностями, с искажением флотских терминов. Таким образом, пока командующий флотом передаст приказ в войска, уже и война закончится. Помню, начальник Генштаба Квашнин, говорил командующим военных округов, если вы не умеете вести сухопутную подготовку, я вас пошлю учиться на Балтийский флот.

Это была высшая похвала! Кстати, мы многое сделали для нашей сухопутной группировки. 60 процентов жилья уходило в армию, деньги тоже направлялись в такой же пропорции. Считаю, что флот должен быть самостоятельной единицей, замыкаться на Генштаб и Верховного главнокомандующего.

О кадрах и будущем флота

— Что касается высших кадров. Из всех флотоводцев на Балтике вы и адмирал Владимир Егоров были «долгожителями». А мне вспоминается показательная отставка командующего флотом адмирала Кравчука. Насколько оправданы такие решения?

— Если вновь назначенный командующий не был взращен на Балтике, он минимум два года, уточняет, образно говоря, где нос и корма. Офицер учится, изучает структуру флота. И командовать должен далее года три. Пять лет — оптимальный срок службы на такой руководящей должности. И кадры надо беречь. Они должны оправдать вложенные затраты. Это учеба в военно-морском училище, командирских классах, военно-морской академии, академии Генштаба. Если человек ошибся, надо помочь, объяснить на военном совете, дать разумные рекомендации.

— Каким вам видится будущее флота?

— До 2020 года составлена программа, по которой обновляются вооружение и техника, на флоты поставляются подлодки, надводные корабли, в том числе и на Балтику. Нам надо освежить и увеличить авиацию, подводную составляющую. Задача комплексная, требующая больших затрат.

Есть специальная теоретическая разработка, на ее основании, реальной оценки противника, оценки состояния дел создаются группировки, необходимые для противостояния и защиты форпоста нашей страны на западном побережье. Если все это воплотить в жизнь, отработать на учениях, осуществлять регулярно кадровое и техническое обновление, тогда наш флот будет шагать в ногу со временем.

А если учесть, что моральный дух русских моряков всегда был крепче, чем у наших противников, при равной технической оснащенности мы всегда победим врага. Смотрите, недавно в Сирии 16 наших военных разогнали триста нападавших боевиков и не потеряли ни одного человека. Это показатель.

Автор: Ольга Гончарова

Тема Mission News от Compete Themes.