Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Премьер Медведев оставит Россию без авиапрома

«Если птице отрезать руки, если ноги отрезать тоже, эта птица умрет от скуки, потому что сидеть не сможет»… Последние четверть века российская авиационная промышленность напоминает искалеченную курицу поэта-сатирика Аркадия Арканова, которая не летает и золотых яиц не несёт, проедая при этом «комбикорма» на десятки миллиардов рублей ежегодно.

Диву даёшься, насколько качественно изуродовали некогда процветающий сегмент советской индустрии «эффективные менеджеры» нового поколения, что никакие вливания и реорганизации не помогают «крылатой сверхдержаве» оторваться от земли и вклиниться в борьбу за мировой рынок пассажирской авиации.

Премьер Медведев оставит Россию без авиапромаПробивать небесную твердь отечественным производителям приходится с таким премьером, как Дмитрий Медведев. Соратник Путина, который внёс вклад в политический фольклор, сопоставимый с Виктором Черномырдиным, одним росчерком пера «срезал» с программы развития авиапрома 2013-2025 годов 82 миллиарда рублей (с 714 до 632).

Понятно, что по сравнению с жирными временами денег у страны нет и приходиться держаться в режиме жёсткой экономии. Но не покидает стороннего наблюдателя ощущение, что «зажимает» наша исполнительная власть потёртые копейки не тем, кому должна бы. Не децимацию в армии бесполезных чиновников проводит, а высокотехнологические производства сворачивает, откладывая в долгий ящик перспективные проекты…

Если верить самым амбициозным прогнозам, спустя 8 лет доля отечественной продукции на мировом рынке вырастет в 3 раза – до 4,5%, во что верится с трудом, глядя на конкурентов. Советский Союз в 1990-м году контролировал до трети поставок «мирных» крылатых машин нейтральным и дружественным режимам, легко переигрывая Boeing и Airbus в битве за пассажиропоток «третьего мира».

Во времена поздней Перестройки ангары СССР стабильно покидала пара сотен «Илов», «Тушек», «Анов» и «Яков». Сегодня о таких темпах мы, разумеется, не помышляем.

Единственный проект с претензией на успех – ближнемагистральный SSJ-100. Детище компании «Гражданские самолёты Сухого» рождается в муках, серьёзно отставая от графика. С 2007 по 2013-й корпорация рассчитывала выпустить 236 подобных лайнеров.

Но с реальными заказами возникла напряжёнка. В результате, к марту 2017-му удалось собрать лишь 124 самолёта при темпах производства 18-19 машин в год. В 2014-м году Комсомольск-на-Амуре выкатил 35 «сушек», что меньше обещанных 50, но уже не так мелкосерийно, как в смутные времена.

Однако этот трудовой подвиг так и остался разовым всплеском, который больше не повторялся. К 19 «Суперджетам» прибавим два архаичных Ту-204 – и получим общий итог – 21 самолёт…

Boeing, с которым ОАК собирается конкурировать за долю на рынке, за тот же период собрал 748 лайнеров, в том числе, дальнемагистральных. Показатели Airbus на фоне российских тоже выглядят впечатляюще – 688 единиц новой техники за 12 месяцев. Европа и США – далеко не единственные «крылатые империи», которым мы дышим в спину.

[quote align=»left»]Дмитрию Медведеву светит от шести до семи лет

Дмитрию Медведеву светит от шести до семи лет

[/quote]На несколько шагов впереди России находится Bombardier, собирающая в месяц больше, чем «Сухой» за год. И это в кризисный для фирмы период! Неловко российские авиастроители чувствуют себя рядом с бразильской компанией Еmbaer, которой перепадает поменьше государственных дотаций, но она может похвастать 108 гражданскими самолётами, выпущенными за тот же календарный период…

Не то, чтобы Россия сложила лапки и сдалась на милость победителю. Тот же «Сухой» усиленно дорабатывает среднемагистральный МС-21, презентация которого намечена на этот год, а серийное производство на 2020-й. Из «пыльного мешка» достанут проекты Ил-96-400 (самолёта, на котором летает президент страны).

Успех того и другого лайнера будет зависеть от двигателя ПД-14, который планируют устанавливать на оба лайнера. Потребность регионов в малых самолётах попытаются закрыть региональным Ил-114, который попытается вытеснить иномарки с внутренних авиалиний. Переработка, оцифровка и возрождение производственных мощностей потребуют от правительства десятков миллиардов рублей.

При этом успех отнюдь не гарантирован. На пятки «Суперджетам» наступает японский лайнер фирмы «Мицубиши», который начнёт «отъедать» российскую долю в 2020-м году. Рвутся в «высшую лигу» и настырные китайские производители. Лайнер Comac C919 грозится потеснить наш МС21, а также заморские Airbus A320 и Boeing 737 в начале 2020-х.

И на этом фоне в России сокращают госфинансирование авиапрома… Иначе, как действием в интересах пройдох-конкурентов, поведение Дмитрия Медведева и его команды не окрестишь при всём желании. Если за истребители с бомбардировщиками, сделавшие себе неплохую рекламу в Сирии переживать смысла нет, то за гражданскую авиацию и вялые темпы её развития тревожно.

Как бы не получилось к исходу четвёртого президентства Путина и второго премьерского срока его младшего соратника, что «рождённая летать» Россия окажется способной только воевать и ползать.

Автор: Сергей Рунько

Один комментарий

  1. Данил Данил

    В Ульяновске на Авиастаре совсем всё плохо. Заказов нет. Планируются массовые сокращения персонала завода. ЗАО Авиастар СП, если кто не в курсе как раз должен собирать ИЛ-96-400

  2. С 1991г. и по сей день у власти ущербные калеки Враги народа и России.Россия пробудись

  3. С 1991г. и по сей день у власти ущербные калеки Враги народа и России.Россия пробудись

Обсуждение закрыто.

Тема Mission News от Compete Themes.