Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как ФРС США удается не отвечать за глобальные кризисы?

Одной из причин хорошей репутацией Федерального резерва в прессе является то, что он публикует большую часть суждений о своей политике сам.

В бытность председателем Федеральной Резервной Системы Бен Бернанке (Ben S. Bernanke) произнес важную речь на ежегодной встрече Американской экономической ассоциации. В своем докладе под названием «Монетарная политика и жилищный пузырь» председатель Бернанке утверждал, что монетарная политика ФРС не ответственна за американский жилищный пузырь. Виновниками объявлены ошибочные правила контроля финансовых рынков.

Как ФРС США удается не отвечать за глобальные кризисы?Утверждение председателя Бернанке – это величайшая утка. ФРС – это серийный надуватель пузырей. Давайте сначала посмотрим на пузыри спроса, созданные ФРС. Самое простое – это измерить тенденцию темпов роста номинальных окончательных покупок американских потребителей, а затем изучить отклонения от этой тенденции. Номинальные окончательные продажи росли со скоростью 5,4% ежегодно с первого квартала 1987 года по третий квартал 2009 года. Это отражает сочетание темпов роста в 3% и инфляции в 2,4%.

Показатель измерения суммарного спроса номинальной окончательной продажи содержит в себе три значительных отклонения от тенденции (пузыри спроса). Первый последовал за крахом фондового рынка в октябре 1987 года. Второй – за азиатским финансовым кризисом, крахом российского рубля и супер хэдж-фонда Long-Term Capital Management в 1998 году. Последний рывок показателя был вызван инъекцией ликвидности, произведенной для борьбы с ложной угрозой дефляции в 2002 году.

Зигзаги в поведении ФРС очевидны: истеричная реакция на так называемый кризис и следующее за ней вливание излишней ликвидности (бум продаж), затем дренаж ликвидности и рецессия (спад продаж). Самый последний пузырь спроса не был единственным из тех, которые надувал ФРС. Любимая инфляционная мишень ФРС, потребительские цены за вычетом цен на еду и энергию, росла с небольшой и неизменной скоростью. За период 2003-2009 гг. этот показатель вырос на 14,3%.

Инфляционный индикатор ФРС не показывал проблем, но резкие изменения в основных относительных ценах уже начинались. Цены на жилье стремились вверх и выросли на 44,7% с первого квартала 2003 г. до пика в первом квартале 2006 г. То же самое происходило с ценами на акции.

Но самый огромный рост цен произошел в товарных ресурсах. По данным спотового индекса Commodity Research Bureau цены на ресурсы выросли на 92,2% с первого квартала 2003 г. дол пика во втором квартале 2008 г.

ФРС следует тщательно изучить труды экономистов австрийской школы, в особенности, профессора Фридриха Хайека (Friedrich Hayek). Главный урок, преподанный австрийцами – это их скептицизм по поводу чрезмерной опоры на один волшебный индекс — уровень цен для ведения политики Центрального банка.

Хайек подчеркивал, что изменения в общих ценовых индексах не содержит много полезной информации. Он показал, что именно разнонаправленное движение различных рыночных цен в течение бизнес-цикла имеют значение. ФРС пора оставить таргетирование инфляции.

Отрицание вины ФРС председателем Бернанке поднимает интересный вопрос: как ФРС может делать такие фантастические заявления и не отвечать за них?

В сборнике эссе, посвященном книге Милтона Фридмана (Milton Friedman) «Капитализм и свобода: проблемы и перспективы» (Capitalism and Freedom: Problems and Prospects), профессор Гордон Таллок (Gordon Tullock) написал:

«… следует отметить, что значительная часть информации по различным государственным вопросам исходит от самого государства. Несколько раз на моей памяти (не помню, в его трудах или нет, но я слышал, что он это много раз говорил) Милтон Фридман подчеркивал, что одной из главных причин хорошей репутации правления Федеральной резервной системы в течение уже многих лет является то, что правление — это источник 98% всех публикаций о правлении. Большинство правительственных учреждений имеет сходные характеристики…»

Действительно ли могучий Фед контролирует поток информации и прессу? Профессор Ларри Уайт (Larry White) сделал с этой проблемой то, что должно было показаться Феду унижением, а именно проанализировал доказательства. Результаты его исследования подтверждают заявления Фридмана. В 2002 г. 74% статей на тему монетарной политики, опубликованных американскими экономистами в американских журналах, вышли в журналах, публикуемых Федом, или их авторами (или соавторами) являлись экономисты из штата Феда.

[quote align=»left»]Хотите былого величия? Закройте федеральный резерв США!

Хотите былого величия? Закройте ФРС!

[/quote]Способность Феда писать и переписывать историю контролирует информационный поток. Неудивительно, что глупые ошибки Феда мало его беспокоят. Что касается экономической истории, то её часть, с которой необходимо ознакомиться авторам монетарной политики и всем разумным инвесторам, – это малоизвестный, но очень важный восемнадцатилетний цикл роста цен на недвижимость.

Этот цикл идет рука об руку с австрийской теорией бизнес-цикла, согласно которой пузыри и бумы создаются тогда, когда Центральные банки держат краткосрочные учетные ставки на слишком низком уровне и тем самым создают искусственную кредитную экспансию.

Профессор Мейсон Гэфни (Mason Gaffney) характеризует это следующим образом: «Банковская кредитная масса растет и сокращается синхронно с земельным циклом. Два эти цикла взаимозависимы: рост кредитной массы поднимает цены на землю, покупателям нужно больше кредитов для покупки земли, а подорожавшая земля затем служит обеспечением для очередных банковских кредитов и т. д.»

В конце концов, цены на землю достигают пика, а вместе с ними достигает пика и строительная активность. Затем происходит пик в экономике. Короче говоря, цены на землю – это ведущий индикатор, как для строительной, так и для экономической активности вообще.

Как ФРС США удается не отвечать за глобальные кризисы?Таблица подробно рассказывает эту историю. Она также демонстрирует, что, за исключением периода Второй мировой войны, пик большинства циклов недвижимости достигается каждые 18 лет. Самое интересное, о чем говорят эти данные, заключается в том, что мы можем ожидать кульминации цикла недвижимости, основанного на росте кредитной массы, а затем и последующего бизнес-цикла каждые 18 лет. Таблица говорит, что все рецессии порождаются циклами недвижимости.

Знание этого факта помогает делать точные прогнозы. Приз в этой области вручается профессору Фрэду Фолдвари (Fred Foldvary), написавшему в 1997 году: «следующий крупный крах случится через 18 лет после спада 1990 г., то есть в районе 2008 г., но если, конечно, не произойдет мировой войны».

Автор: Стив Ханке

Тема Mission News от Compete Themes.