Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Владимир Путин: Россия обладает огромным потенциалом технологического развития.

Владимир Путин уверен, что Россия обладает огромным потенциалом технологического развития. Важно избежать риска оказаться на обочине прогресса, не уловив основные тренды прогресса, связанные с цифровыми технологиями.

С другой стороны, возникают риски кибербезопасности. Нужны системные меры по стимулированию роста отечественной индустрии информационных технологий, считает Президент.

Владимир Путин: Россия обладает огромным потенциалом технологического развития.Путин: стимулировать рост IT-индустрии

Российский президент принял участие в международной конференции «Вперёд в будущее: роль и место России», организованной Сбербанком и приуроченной к 175-летию старейшего финансового учреждения страны.

Как напомнил в своем выступлении Владимир Путин, сегодня в мире накоплен огромный технологический потенциал. Однако в полной мере он до сих пор не реализуется.

Для России важно уловить основные тренды технологического прогресса, понимать сильные и слабые стороны при переходе к экономике следующего поколения, характеристиками которой являются высокая мобильность, удобство сервисов, поставок товаров, оказания услуг, которые можно получить где угодно и когда угодно, самым простым способом – просто кликнув, прикоснувшись к телефону или планшету.

Цифровые технологии оказывают влияние на все стороны жизни общества, открывают путь к кардинальному повышению производительности труда, создают уникальные возможности освоить новые рыночные ниши и получить реальную выгоду.

Вместе с тем, полагает Владимир Путин, этот процесс таит немалые риски для стран, которые не сумеют поймать технологическую волну. Они могут оказаться на обочине прогресса и тем самым стать аутсайдерами конкурентной борьбы. Кроме того, новые технологии способны снизить привлекательность традиционных отраслей.

Наконец, нельзя игнорировать и угрозы в сфере кибербезопасности. Системы сетевого доступа, цифровизация общественной и личной жизни требуют надёжной защиты интересов и гражданина, и государства в целом.

Нужно в полной мере учесть возможности технологического прогресса и его потенциальные риски, формировать эффективную стратегию развития технологий в нашей стране.

Какие задачи в этой связи в этой сфере стоят сегодня перед Россией? — задается вопросом глава государства. И сразу отвечает: нам нужны системные меры по стимулированию роста отечественной индустрии информационных технологий. За последние годы эта отрасль стала настоящим драйвером национальной экономики, и это не может не радовать.

С 2010 года, например, объём реализации работ и услуг в этой сфере вырос более чем в два раза и по итогам прошлого года составил 740 млрд рублей. По оценкам, экспорт российской IT-индустрии в 2015 году достиг 6,7 млрд долларов.

Нужно сделать так, чтобы появлялось больше отечественных компаний и организаций, способных не только разрабатывать технологии, но и предлагать их рынку в виде конечного коммерчески успешного продукта.

Правительство же должно провести инвентаризацию того, что мешает развитию таких компаний, и разработать дальнейший план устранения этих до сих пор имеющихся ещё барьеров.

Современная цифровая экономика основывается на квалифицированном и высокооплачиваемом труде. Нужно повысить качество всех уровней образования, а специалисты должны иметь знания и навыки, позволяющие оперативно овладевать передовыми способами производства, оказывать и получать услуги на новой технологической базе.

Для этого власти будут и дальше настраивать наше профобразование на текущие и перспективные потребности экономики, формировать такую систему компетенций, которая будет восприимчива к появлению новых и новейших, перспективных технологий.

Нужно много видов поддержки

Для развития высокотехнологического сектора необходимо создавать в России экосистему, в рамках которой будут создаваться и апробироваться новые технологические идеи, полагает директор Центра экономических исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов.

Для компаний высокотехнологического сектора необходимо еще больше увеличивать налоговые льготы, а главное обеспечивать их инвестиционным ресурсом, создавая конкуренцию идей и разработок внутри создаваемой экосистемы.

По мнению эксперта, необходим льготный режим для ИТ-компаний по взносам по заработной плате сотрудникам, опустив их с 14% до 5% или даже еще ниже, при этом снизить порог для получения льготы с 90% дохода за отчетный период до 50%. В качестве примера подобных экосистем можно привести израильскую венчурную инфраструктуру или Кремниевую долину в США.

Например, в первом полугодии 2016 года израильские стартап-компании привлекли 2,8 млрд долларов, что на 35% превышает результаты первого полугодия 2015 года, когда было привлечено 2,1 млрд долларов инвестиций.

Серьёзной проблемой для российского высокотехнологического сектора Коптелов считает переток квалифицированных кадров из российских в зарубежные компании, где уровень заработной платы на той же позиции может быть в два-три раза выше российского.

[quote align=»left»]Банкротство оказалось россиянам "не по карману"

Банкротство оказалось россиянам «не по карману»

[/quote]Например, заработная плата руководителя небольшой группы разработки программного обеспечения в американской компании может превышать 1 млн в пересчете на рубли, тогда как для российских условий потолок 200-250 тысяч рублей.

Поэтому для удержания квалифицированных кадров внутри страны необходимо создавать центры инноваций с государственными грантами, получаемыми на конкурсной основе, считает он. Одним из направлений поддержки является также дотация высшего образования по инженерным и ИТ-специальностям.

Еще одной мерой может быть поддержка выхода высокотехнологических компаний на зарубежные рынки, для чего необходимо уменьшать количество бюрократических процедур, упрощать валютный контроль и чрезмерный таможенный контроль, а также поддерживать участие российских компаний в зарубежных выставках и конференциях.

При грамотной государственной поддержке, серьёзных налоговых льготах и инвестиционной поддержке, вполне вероятно, что российские высокотехнологические компании станут одной из основ российской экономики, заключает Андрей Коптелов.

И еще немного свободы

И все же, несмотря на рост экспорта продукции IT-сектора, по большому счету говорить о том, что он является или в перспективе 2-3 лет станет локомотивом развития российской экономики, увы, не приходится, полагает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

По итогам 2016 года объем мирового рынка IT достигнет, по разным оценкам, от 3,4 до 3,8 трлн долларов, при этом российский сегмент этого рынка оценивается лишь в 16 млрд.

Достаточно интересно при этом, что Россия, являясь одним из главных поставщиков высококвалифицированных программистов в ведущие мировые IT-компании, по рыночным показателям отстает даже от стран Африки.

В целом структура мирового рынка выглядит следующим образом: почти 30% принадлежит США, на страны Азии приходится порядка 25%, примерно столько же — Европы, Россия при этом находится на одном уровне со странами Латинской Америки и Африки. Ситуация парадоксальная, но вполне объяснимая.

Дело в том, объясняет Яковенко, что в России по большому счету никакого рынка IT нет, вместо него здесь действуют небольшие подразделения крупнейших мировых компаний, чья роль по большому счету сводится к поиску ценных кадров для их последующего вывоза в штабы, несколько крупных компаний масштабов ABBY и Касперского, но в целом основная доля разработчиков трудится в корпоративном и государственном секторах, обслуживая инфраструктуру крупнейших банков, телекоммуникационных и добывающих компаний, брокеров и госструктур.

При этом, например, в США, несмотря на наличие таких гигантов как Apple, Microsoft и Google, по большому счету рынок формируется за счет малого бизнеса, независимых разработчиков, которые работают самостоятельно, без государственного и корпоративного финансирования, монетизируя собственные идеи за счет их прямых продаж потребителю. В России этого или нет, то почти нет.

Зависимость от корпоративного и государственного финансирования уже наносит существенный ущерб IT-сектору: только по итогам прошлого года оно сократилось почти на 34%, по итогам этого года снижение, скорее всего, замедлится, но негативная динамика совершенно точно сохранится за счет продолжающегося сокращения бюджетов на развитие инфраструктуры и новые разработки.

Озвученные президентом мысли о необходимости поддержки IT-бизнеса в России совершенно справедливы, полагает аналитик.

[quote align=»right»]Владимира Путина принуждают к самой сложной многоходовке

Владимира Путина принуждают к самой сложной многоходовке

[/quote]
Но на деле поддержка выражается в создании кластеров, технопарков на средства государства и госкомпаний, что опять же приводит к тому, что все больше разработчиков вместо создания конкурентоспособного экспортоориентированного софта по сути продолжают работать в интересах государственного и корпоративного секторов.

На мой взгляд, такая практика приносит больше вреда, чем пользы и способствует утечке наиболее талантливых и квалифицированных кадров за рубеж, говорит он.

Поддержка IT-бизнесу должна осуществляться за счет предоставления возможности развиваться самостоятельно, уверен Кирилл Яковенко.

Государство при этом может снизить налоговое бремя на IT-компании, либо создать благоприятные условия привлечения иностранного капитала, снять бюрократические барьеры к развитию, снять законодательные ограничения.

В общем лучшая поддержка в случае с IT-сектором –это не финансирование, а наделение разработчиков большей свободой.

Автор: Анна Королева

Больше в Экономика РоссииБольше записей в Экономика России »
Тема Mission News от Compete Themes.