Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Литовский десант: новые приемные родители Украины в ЕС?

Закрытые в информационном пространстве своего странного хутора, мы даже не заметили смену еврокуратора. Хотя симптомы налицо. Бабушка Меркель перестала звонить украинским лидерам по вечерам.

Французы полностью переключились на Россию, весь позавчерашний день гуляли по Сколково и ратовали за отмену санкций. Поляки целиком заняты конфликтом с Евросоюзом. В это время в Киеве презентовали назначение начальника полиции Вильнюса главой консультативной миссии ЕС, а бывшего еврокомиссара Альгирдаса Шеметы бизнес-омбудсменом Украины. За нашу приватизацию и координацию проектов ОБСЕ также отвечают литовцы. О чем это говорит? О том, что Франция и Германия решили передать нас новым приемным родителям…

Со стороны может показаться, что самыми активными и многочисленными реформаторами в Украине являются грузины: Михаил Саакашвили, Гиорги Лорткипанидзе, Хатия Деканоидзе, Катерина Згуладзе, Давид Сакварелидзе и т. д. и т. п. На самом деле грузинских реформаторов в наших реформах (пардон, за тавтологию) в количественном измерении не так уж и много. Просто они очень шумные и создают видимость повсеместного присутствия.

Литовский десант: новые приемные родители Украины в ЕС?Этот эффект усиливается тем, что вместе с реформаторами в страну обитания традиционно перемещаются и друзья реформаторов, которых у грузин традиционного много. Вместе с родственниками реформаторов они начинают заниматься бизнесом, и, прежде всего, самым доступным. Например, ресторанным.

В итоге количество грузинских ресторанов в Киеве растет в геометрической прогрессии, обгоняя сегменты национальной, японской, европейской и любой другой кухни. Даже в новогоднем европейском городке на Почтовой площади доминирующим европейским блюдом были хинкали.

Однако скоро, судя по всему, в ближайшее время, конкуренцию хинкальным и шашлычным составят литовские крафтовые пивные. В соседнем Минске, от которого скоростным поездом до Вильнюса три часа езды, литовских ресторанов, магазинов и банков хоть отбавляй.

У нас пока основным литовским товаром является не пиво, а бензин. Посол Литвы в Украине Марюс Януконис в интервью «Главкому» сказал, что до 15% импортируемых нами нефтепродуктов родом из Мажейкяя и это составляет очень большую часть двустороннего товарооборота.

«Нефтепереработкой нефтепродуктов в Мажейкяе занимается компания, принадлежащая польской Orlen. Ее продукция, поставляемая в вашу страну, составляет до 15% всего украинского рынка, то есть это достаточно существенная доля. Поставки эти успешны, очень много украинских сетей покупают топливо из Литвы. Мы производим около 12 млн. тонн в год, в Украину поставляем 700-900 тыс. тонн, в денежном эквиваленте это около 700-800 млн. евро в год (в 2015-м – 750 тыс. т и в 2014-м – около 960 тыс. т)», – рассказал дипломат.

Кроме того, литовцы помогают нам материально. Литовская помощь в течение 2014-2015 годов составила 2,5 млн. евро, включая помощь беженцам и гуманитарные грузы. Конечно, с объемами помощи от «старших товарищей» – ЕС, США, Германии, МВФ, Всемирного банка и ЕБРР – не сравнить, но, как говорится, дорог не подарок, а внимание. Вот недавно прислали нам 4000 упаковок «Тамифлю», например. Или взяли к себе на лечение 20 школьников из подшефного Туке северодонецкого интерната.

Впрочем, как и в «грузинском вопросе», основной помощью Литвы Украине являются не деньги и даже не бензин (по европейским ценам), а особо ценные реформаторы. Самого главного из них – министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса знают почти все. Но далеко не все в курсе, что объем литовского десанта в наши органы власти и консультационные структуры сравним с грузинским.

В настоящее время на руководящих должностях в Украине работает более 10 литовских экспертов высокого уровня. Виргилиюс Валанчюс возглавляет проект ЕС по поддержке в осуществлении реформы сектора правосудия в Украине. Бывший комиссар ЕК Альгирдас Шемета возглавляет службу бизнес-омбудсмена Украины. Посол Вайдотас Верба возглавляет координаторское бюро проектов ОБСЕ. Совсем недавно начальника главного полицейского комиссариата Вильнюсского округа Кястутиса Ланчинскаса назначили новым главой консультативной миссии Европейского Союза в Украине.

Для справки. Консультативная миссия ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности Украины была официально основана 1 декабря 2014 года. В ее мандат входит поддержка украинских государственных органов в реформировании сектора безопасности. Штаб-квартира миссии находится в Киеве, однако в дальнейшем предполагается развернуть региональные офисы по всей стране.

«Военным крылом» миссии Ланчинскаса можно считать совместный военный штаб трех стран Восточной Европы – Польши, Литвы и Украины, который будет совместно управлять общей военной бригадой LITPOLUKRBRIG.

Для справки. Совместная бригада LITPOLUKRBRIG создана в сентябре 2014 года. В состав бригады LITPOLUKRBRIG входят три батальона и спецподразделения от Литвы, Польши и Украины. Проходящих службу в бригаде учат оперативно реагировать на кризисные ситуации. В 2017 году запланированы аттестационные учения Common Challenge («Общий вызов»). Договор о создании бригады LITPOLUKRBRIG предусматривает возможность присоединения к ней и других государств-союзников.

Помимо безопасности, литовцы обеспечат нам приватизацию. Литовец старший советник министра экономики Айвараса Абромавичуса Адомас Аудицкас, еще один инвестбанкир и бывший замминистра экономики Литвы, по его собственному утверждению, «приехал в Киев ликвидировать одну из самых черных дыр местной экономики – неэффективность и коррупцию в госкомпаниях».

Он очень горд тем, что в Литве провел реформу местных госпредприятий, что позволило увеличить дивиденды в 15 раз. Сделать то же самое в Украине ему мешают все остальные чиновники нелитовского происхождения, но Аудицкас все еще пытается не терять присутствия духа. И ждет, когда наступит благоприятный момент проявить себя в каком-то грандиозном финансово-политическом проекте.

Скажем, в строительстве обходного газопровода из Литвы в Украину. Кто-то спросит, неужели в Литве нашли нефть? Нет, в Литве газа нет, как нет и нефти. Но если НПЗ в Мажейкяе позволяет перерабатывать закупленную сырую нефть в бензин и поставлять на мировой и украинский рынки, то и газ тоже можно получать извне.

Как отмечает посол Марюс Януконис, Литва была первой страной, построившей на Балтийском море терминал для принятия танкеров со сжиженным газом. Это то самое, что Каськив некогда пытался замутить с испанским лыжным инструктором у нас.

Теперь мечта литовцев – поставлять этот газ в нашу страну. Пока это фантазии, но через три года, если ЕС или Штаты подсобят финансово, он может стать Нью-Васюками газового рынка Европы.

«В то же время есть технические сложности, связанные с транзитом и доставкой. Мы сейчас с Польшей развиваем проект по соединению литовских и польских газовых сетей. До сих пор у нас такого соединения не было. Мы планируем, что примерно через три года такое соединение может быть построено. Тогда появятся абсолютно реальные перспективы доставки газа благодаря нашему терминалу через Польшу в Украину», – сказал посол.

Литву, как небольшую, но гордую страну крайне обнадеживает тот факт, что добыча «Газпрома» достигла очередного исторического минимума и она может составить ему хоть микроскопическую, но достойную конкуренцию. Заодно уесть вредных белорусов, которые отказали в транзите газа из Литвы в Украину под предлогом, что «не надо дурью маяться».

Такие вот пироги или, скорее, литовские цепеллины. Проблема Украины состоит в том, что она действительно заигралась во вредного ребенка, доставляющего весь спектр проблем своим приемным родителям. Германия и Франция, взявшие шефство над нами сразу после «революции гидности», судя по косвенным признакам, начали жалеть об этом еще осенью прошлого года.

Сейчас время уговоров капризного найденыша закончилось. У Меркель колоссальные внутренние проблемы, связанные с мигрантами, падением рейтинга, внутрипартийными разборками и предстоящими выборами.

Французы окончательно поняли, что снова хотят дружить с Россией. Решили забыть войну 1812 года и вспомнить, что 150 лет как минимум Российская империя (точнее, ее элита) говорила исключительно на французском языке. И что «Война и мир» на 15% написана по-французски.

Поэтому они первыми подняли табуированную тему, что европейский бизнес устал от санкций и антисанкций и необходимо переходить к конструктиву. Как результат – проведение Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) превратилось в апофеоз бизнес-дружбы. А заявление молодого и симпатичного министра экономики Франции Эммануэля Макрон в Москве о том, что надо отменять санкции – в первую ласточку раскручивания этой темы в Европе.

А презентация в Сколково французского инновационного хаба French Tech, подписание документов по сотрудничеству Airbus и Уральского завода гражданской авиации (символично, что это совпало с ликвидацией «Антонова») и широкое обсуждение темы, как французские банки смогут избежать санкционных рисков при вложении денег в проект «Ямал-СПГ», не оставили сомнений в дальнейшем векторе развития событий.

Что остается в этой ситуации Украине?

Продолжать жаловаться всему миру на российскую агрессию, злобных сепаратистов, не прекращающих точечные обстрелы кустов в прифронтовой зоне, искать коррупционеров в структурах власти и лихорадочно нащупывать голоса для выполнения Минских соглашений. Программа увлекательная для нас и слишком утомительная для Запада.

В итоге мы плавно движемся к перспективе, когда нашими стратегическими кураторами от ЕС станут Литва и Польша (по старой памяти). Но и грузинские реформаторы, до тех пор, пока на родине они находятся под следствием. С одной стороны, уровень как бы уже не тот. С другой – возвращаемся к исторической памяти.

Для справки (из реферата «Украинские земли под властью Литвы и Польши (XIV – сер. XVII вв..). Образование Великого княжества Литовского»).

Литовское княжество образовалось в XIII ст. В XIV ст., при князе Гедимине (1316-1341 гг.) и его сыновьях Любарте и Ольгерде (1345-1377 гг.) Литва обрела большую часть белорусских, украинских, часть российских земель. Так образовалось Великое княжество Литовское, в составе которого русские земли составляли 9/10 территории.

Включение Западной и Юго-Западной Руси к владениям Литовского княжества сделало его крупнейшим государством тогдашней Европы. Украинские земли, которые стали собственностью великокняжеской династии Гедиминовичей, составляли 9/10 территории литовского государства, а русины, что на ней проживали, составляли 90% ее населения.

Крупные города сохранили традиционный украинский характер: власть в них принадлежала городскому патрициату, управления велось на русском языке, внутреннее цеховое устройство также было организовано на украинский манер.

Не произошло сначала каких-либо заметных изменений и в политико-административном устройстве украинских земель. Продолжали существовать Киевская и Волынская земли, удельные владения литовских князей сформировались на Подолье и Черниговщине.

Правда, княжили в них украинские члены литовской династии. По сделкам, заключаемым с великим князем, русские князья обязывались служить ему как вассалы, а тот, в свою очередь, обещал последовательно придерживаться прежних прав и обычаев, существовавших на этих землях, и защищать их от татар.

На практике самоуправление украинских земель ограничивалось хозяйственными делами, судом, опекой над церковью и другими мелкими местными вопросами и не подрывало компетенции центральной власти.

Литва внесла основательные изменения в устройство украинских земель: она отняла власть у украинских князей и передала ее своим наместникам.

Итак, как пишет И. Крипякевич, только «на первый взгляд казалось, что литовское государство – это просто продолжение древнерусской украинской государственности». В действительности же в Литовской стране набирали силу тенденции к централизации власти и искоренения автономистских проявлений (конец цитаты).

Автор: Галина Акимова

Тема Mission News от Compete Themes.