Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Потокам Газпрома предстоит пробиться через политику

«Газпром» сталкивается с ожесточенным сопротивлением восточноевропейских стран, которые готовы принять все возможные меры для срыва проекта «Северный поток – 2». Из-за обострения политических отношений между Турцией и Россией под угрозой оказался проект «Турецкий поток». Кроме того, обострилось соперничество между альтернативными проектами, направленными на диверсификацию поставок газа в Европу. Проекты, которые реализует «Газпром», конкурируют с «Южным энергетическим коридором», в рамках которого строится газопровод TANAP.

«Газпром» смотрит на Север

Усилия «Газпрома» сосредоточились на реализации проекта «Северный поток -2» мощностью 55 млрд куб. м/г. Подготовка к началу строительства газопровода идет быстрыми темпами. Хотя меморандум о намерениях по этому проекту был подписан только в июне 2015 г. на Петербургском экономическом форуме, уже в сентябре «Газпром» и его партнеры – Shell, OMV, E.ON, ENGIE и BASF — объявили об образовании консорциума для строительства «Северного потока-2».

Еще через несколько недель вице-президент «Газпрома» Александр Медведев сообщил, что участники проекта подали заявку на подключение к газотранспортным сетям ЕС. Если заявка будет удовлетворена, то реализация проекта перейдет в практическое русло.

Участники проекта подчеркивают, что намерены соблюдать требования ЕС в области обеспечения конкуренции и диверсификации поставок, изложенные в Третьем энергетическом пакете. Предполагается, что газ будет менять собственника на виртуальном хабе в Балтийском море, и только после этого поставляться конечным потребителям в Европе. Благодаря этому, формально все требования Третьего энергетического пакету будут соблюдены.

По европейской трубопроводной системе газ из «Северного потока -2» может поставляться в страны Центральной Европы и Южную Италию, что позволит сократить транзит через нестабильную Украину до минимума.

«Газпром» уже объявил о проведении тендера на поставку труб и выбор морского трубоукладчика. В рамках проекта будут увеличена мощность ГТС в северном коридоре от Бованенковского месторождения на Ямале до Усть-Луги – начальной точки подводного участка «Северного потока – 2».

В дополнение к газопроводу российский газовый гигант планирует построить в районе Усть-Луги завод по производству СПГ мощностью 10 млн т/г с возможностью расширения до 15 млн т/г. Строительство завода станет страховкой для «Газпрома» в случае срыва проекта «Северный поток – 2».

Противники «Северного потока -2»

Хотя о проекте было объявлено лишь недавно, у него уже появился целый ряд противников. Первыми из них стали власти Словакии и Украины. Их точку зрения поддержал и президент Польши Анджей Дуда: «Мы сделаем все, чтобы остановить трубопровод». Глава Польши даже пообещал вынести этот вопрос на обсуждение стран Вышеградской группы в составе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Против проекта выступила также Эстония, за которой могут последовать другие прибалтийские страны.

Причину столь резкой реакции нужно искать не только в политических противоречиях, но и в экономической сфере. Дело в том, что Словакия, Венгрия и Польша зарабатывают неплохие деньги, поставляя на Украину российский газ в реверсном режиме. Сейчас максимальные трубопроводные мощности для реверсных поставок не превышают 60 млн куб. м/сут. (22 млрд куб. м/г), из которых свыше 40 млн куб. м/сут. приходится на Словакию. Украина призывает расширить реверсную инфраструктуру до 80 млн куб. м/сут.

С «Турецким потоком» не заладилось

Реализация другого проекта «Турецкий поток», который пришел на смену «Южному потоку», до сих пор не может перейти в практическую плоскость. Между Москвой и Анкарой не подписано межправительственное соглашение, которое позволило бы приступить к строительству газопровода. Кроме того, обострились политические отношения между двумя странами из-за операции российских ВКС в Сирии. После нарушения российским Су-30 воздушного пространства Турции президент страны Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара может пересмотреть вопрос о закупках и даже вовсе отказаться от российского газа.

Растущее напряжение в политических отношениях между двумя странами не способствует ускорению подписания соглашения о строительстве «Турецкого потока», пропускная способность которого уже сокращена вдвое – до 31 млрд куб. м/г – по сравнению с начальной проектной мощностью. Полностью отказаться от российских газовых поставок Турция не может. Потребление газа в стране постоянно растет, и в 2014 г. достигло 47,8 млрд. В прошлом году «Газпром» поставил в Турцию 27,3 млрд куб. м.

[quote align=»left»]ФАС предлагает "Газпрому" поделиться трубой

ФАС предлагает «Газпрому» поделиться трубой

[/quote]Марош Шефчович, вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики, предлагает ЕС вовсе не ориентироваться на «Турецкий поток» и сконцентрировать усилия на создании «Южного энергетического коридора». В рамках этого проекта началось строительство газопровода TANAP, который будет проложен по территории Азербайджана, Грузии, Турции и свяжет газовое месторождение Шах-Дениз на шельфе Каспия с европейским рынком.

Проектная мощность TANAP — 16 млрд куб. м/г. Из этого объема 6 млрд куб. м/г намерена покупать Турция, а 10 млрд куб. м/г поступит на рынок Южной Европы. М. Шефчович неоднократно заявлял, что TANAP уменьшит зависимость ЕС от российского газа и должен быть построен быстрее «Турецкого потока». Для сравнения, объем экспорта российского газа в страны Южной Европы в 2014 г. составил 28,6 млрд куб. м. TANAP не может полностью решить проблемы снабжения газом юга Европы.

Кроме того, война в соседних странах и нестабильность в самой Турции ставят под угрозу реализацию TANAP. Политическая напряженность в стране резко возросла после террористического акта в Анкаре в прошлую субботу. В августе трубопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум, по которому в Турцию поставляется азербайджанский газ, был взорван дважды. Таким образом, пока только Россия может рассматриваться как источник бесперебойного снабжения энергоносителями ЕС и Турции.

Автор: Андрей Карабьянц

Тема Mission News от Compete Themes.