Marketsignal logo
США: мировой экономический жандарм

США: мировой экономический жандарм



Скандал с обвинениями Volkswagen в махинациях с выбросами набирает обороты. Компании грозит штраф в $18 млрд, что лишь немногим меньше рекордной суммы, выставленной ВР за аварию на нефтяной платформе в 2010 году. Американские власти не стесняясь раздают гигантские штрафы корпорациям и банкам за реальные и сомнительные прегрешения и закрепляют за собой статус мирового экономического жандарма.

Теперь уже экс-глава Volkswagen Мартин Винтеркорн не только подставил свою родную компанию. Вполне вероятно, что разразившийся «дизельгейт» станет настоящей проблемой для всей немецкой экономики. Ранее концерн признал факт манипуляций с показателями выбросов вредных веществ при тестировании автомобилей с дизельными двигателями в США и Европе.

«Внезапно Volkswagen стал для германской экономики более существенным понижательным риском, чем греческий долговой кризис. Если продажи Volkswagen в Северной Америке рухнут в ближайшие месяцы, это повлияет не только на компанию, но и на экономику Германии в целом», — цитирует агентство Reuters главного экономиста ING Карстен Бржески.

В 2014 году в автомобилестроении Германии были заняты 775 тыс. человек — около 2% рабочей силы в стране. В прошлом году отрасль, по данным Reuters, поставила иностранным клиентам товары на сумму около €200 млрд, что составляет примерно 20% совокупного немецкого экспорта. В прошлом году группа Volkswagen произвела 9,5 млн автомобилей, из которых в США было продано 600 тыс. штук. Какими будут продажи в дальнейшем, как отреагируют потребители, пока неизвестно.

Хуже всего то, что скандал может перекинуться на другие немецкие автоконцерны. Издание AutoBild со ссылкой на доклад Международного совета по чистому транспорту (ICCT) сообщает, что выбросы вредных веществ у одной из моделей BMW в 11 раз превышают нормы ЕС. В самой компании этот факт отрицают.

«Если продажи автомобилей пойдут вниз, пострадают и поставщики, а вместе с ними и вся экономика», — считает эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW) Мартин Горниг.
Наблюдательный совет Volkswagen решил отправить в отставку Мартина Винтеркорна, заявив при этом, что тот не знал о манипуляциях с программным обеспечением автомобилей, позволяющим обходить экологические нормы.


Новым главой группы скорее всего станет гендиректор Porsche Маттиас Мюллер. Теперь ему предстоит разгребать тот гигантский репутационный ущерб, который понес концерн. Кроме того, предстоит выплатить американским властям штраф. Точная сумма его еще не объявлена, но по данным информагентств, она может достигнуть $18 млрд. Главным действующим лицом является Агентство охраны окружающей среды США.

Если такой штраф будет действительно выписан, то он уступит лишь штрафу, наложенному на британскую нефтегазовую компанию ВР за аварию на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году.

ВР пришлось заплатить $18,7 млрд федеральным властям и пяти штатам США за ущерб окружающей среде, нанесенный в результате утечки нефти. Это самый крупный разовый корпоративный штраф. Впрочем, у немцев есть все шансы переплюнуть британцев, ведь, по предварительной информации, хитрым программным обеспечением оснащено было 11 млн автомобилей с дизельными двигателями, которые были выпущены в 2009–2015 годах.

Для властей США назначать гигантские штрафы своим и иностранным корпорациям – обычное дело. Таким образом они не только добиваются соблюдения закона, но и пополняют бюджеты штатов, а также вольно или невольно вклиниваются в конкурентную борьбу на мировом рынке. «Дизельгейт», к примеру, может свести на нет планы Volkswagen по завоеванию американского рынка и укреплению глобального лидерства.

Наиболее активными ведомствами, имеющими де-факто свои спецслужбы, занимающиеся сбором данных и доказательств, являются министерство юстиции и министерство финансов. На счету минюста наибольшее число «скальпов». В частности, минюст инициировал расследование о коррупции в ФИФА.

При этом транснациональные корпорации предпочитают не связываться с американскими властями и не оспаривать вынесенные ими решения или опровергать доказательную базу.

Все хотят работать на рынке страны с населением свыше 300 млн человек, ВВП на душу населения которой в 2014 году составлял $54,6 тыс., а доход домохозяйства равнялся в среднем $53,7 тыс. Ну и конечно же, стоит учитывать политический и военный вес США в мире. Какие-нибудь европейцы и хотели бы опротестовать штраф, но союзнический статус не позволяет это сделать.

Например, власти США штрафуют (преимущественно не свои) банки за проведение операций со средствами клиентов из стран, против которых Белый дом ввел экономические санкции. Крупнейший штраф из этой серии заплатил в прошлом году французский банк BNP Paribas. В $9 млрд обошлись им транзакции с деньгами из Ирана, Судана, Кубы.

«BNP Paribas использовал тщательно продуманные схемы, чтобы скрывать запрещенные транзакции, маскировать их происхождение и вводить в заблуждение власти США, что является серьезным нарушением законов Соединенных Штатов», — заявлял тогда по этому поводу генеральный прокурор США Эрик Холдер (свой пост он покинул осенью прошлого года).

Кроме штрафа на BNP Paribas были наложены ограничения по долларовому клирингу (безналичным расчетам). На меньшую, но все же внушительную сумму за аналогичные «санкционные» операции попал британский банк HSBC – для него штраф составил почти $2 млрд.

Не оставили без внимания власти США и финансовый кризис 2007–2008 годов. Они катком прошлись по банкам, собрав с них хороший урожай наличности.

Больше всех за манипуляции с ипотечными бумагами заплатил Bank of America — $16,7 млрд, на «почетном» втором месте JPMorgan Chase со штрафом в $13 млрд, третий – Citigroup с $7 млрд.

Все вышеперечисленные суммы – это разовые штрафы. Общие расходы, включая судебные издержки, значительно больше. Согласно расчетам Morgan Stanley (он заплатил разовый штраф «за кризис» в $2,6 млрд), пять американских и двадцать европейских банков заплатили $260 млрд с 2009 года. Предстоящие расходы за ближайшие два года оцениваются еще в $60 млрд.

Больше на урегулирование споров с властями потратили лишь табачные корпорации Philip Morris, R.J. Reynolds, Brown & Williamson, Lorillard and Liggett & Meyers. В 1998 году они подписали соглашение о выплате в срок до 2025 года около $246 млрд.

Американская машина по раскулачиванию корпораций не останавливается ни на минуту. В настоящее время идут расследования по десяткам дел, которые касаются как американских компаний, так и иностранных.

В настоящее время кроме «дела Volkswagen» американские власти ведут еще десяток расследований в отношении транснациональных корпораций и банков. Суммы штрафов – от нескольких десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов. Прокуроры из минюста подозревают французскую Total в заключении экономически неэффективных сделок по закупке газа с целью воздействия на цены, General Motors обвиняется в несвоевременном раскрытии информации о дефекте системы зажигания в автомобилях (сумма штрафа может составить $900 млн), французская Alstom готовится заплатить $700 млн по обвинениям в коррупции, немецкому Deutsche Bank грозит выплата $4 млрд за отмывание денег в России и операции со странами, в отношении которых США ввели санкции.

Под прицелом не только корпоративный сектор, но и публичный. Кроме ФИФА, например, открыто расследование в отношении малайзийского госфонда 1MDB, после того как были обнародованы подозрения в том, что он дал взятки на $700 млн премьер-министру Малайзии.

Можно сколь угодно долго сетовать на несправедливость того, что США есть дело до всего в мире и для них де-факто не существует границ, но реальность такова – если ты перешел дорогу американскому правительству, тебя заставят как минимум заплатить за это. И это еще будет меньшим из зол.

Автор: Петр Орехин


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ