Marketsignal logo

Падение Илона Маска началось: подсчитаны его убытки



Текущие события вокруг, возможно, самого известного бизнесмена в мире Илона Маска любопытны в первую очередь не экономическими деталями и финансовыми показателями его деятельности, а очередной демонстрацией могущества медиа и особенностей человеческой индивидуальной и массовой психологии.

О том, что бизнес Маска представляет собой пузырь, надутый с помощью блистательного (без всякого ерничества — блистательного) пиара, колоссальных государственных субсидий и использования чужих технических достижений, за последние годы писали много.

Падение Илона Маска началось: подсчитаны его убытки

Падение Илона Маска началось: подсчитаны его убытки

Счет текстам, посвященным подробному техническому и финансовому разбору (и разоблачению) проектов Маска — от Tesla до SpaceX, от SolarCity до Hyperloop — идет уже на сотни, причем на всех основных языках мира.

Практически все эти тексты заканчивались негативными прогнозами относительно его бизнеса, твердыми заявлениями, мол, сколько веревочке не виться, все равно конец будет и так далее.

В качестве аналога неизбежного будущего Маска приводилась Элизабет Холмс, основательница медицинского стартапа для анализа крови Theranos, чей фантастический взлет и не менее грандиозное крушение можно было наблюдать совсем недавно.

Правда, у всех этих обличающих текстов до недавнего времени была одна особенность. Они не публиковались в самых влиятельных, популярных и респектабельных медиа мира — от Financial Times до The Washington Post.

Там Илон Маск неизменно именовался гениальным бизнесменом-изобретателем-визионером, совершающим технологический и предпринимательский прорыв в будущее.

В результате сложилась абсурдная, но в то же время вполне распространенная ситуация. Критики Илона Маска годами твердили о катастрофических финансовых показателях деятельности бизнесмена, о серьезных проблемах на его производствах, о противоречии ряда его инициатив банальным законам физики.

А их либо игнорировали, либо подвергали насмешкам за зависть к чужому успеху и гению.


А вот теперь свежие события обещают давно прогнозируемый перелом в отношении к Маску со стороны мейнстрима.

Можно спорить, почему именно новый квартальный отчет Tesla стал соломинкой, переломившей горб верблюду, и почему многочисленные предыдущие отчеты, также демонстрировавшие многомиллионные убытки компании, не вызывали подобной реакции.

Однако факт остается неизменным. Выпущенный Tesla на днях отчет за третий квартал 2017 года произвел — и в СМИ, и на рынках — эффект разорвавшейся бомбы.

Новость об убытках в 671 миллион долларов за три месяца не просто обрушила котировки компании и лишила самого Илона Маска 800 миллионов долларов личного состояния.

Куда важнее то, что на страницы мейнстримной западной прессы наконец выплеснулись давно и хорошо известные всем интересующимся факты, которые, однако, до того медиа-столпы предпочитали игнорировать: о проблемах на производствах Маска, о катастрофическом отставании от графиков в выпуске продукции, о госсубсидиях, которые только и поддерживают разнообразные детища бизнесмена на плаву, о явной авантюрности высокоскоростного вакуумного поезда Hyperloop и о многом-многом другом.

Нет, пока Илона Маска еще не «топят», но тональность публикаций о нем изменилась кардинально. Вместо восторженного восхищения вдруг появилась дистанцированность и даже ирония.

Для этого достаточно ознакомиться с заголовками свежих публикаций: от «Модель 3 сжигает другие проекты Tesla» у Bloomberg Businessweek до «Компании Tesla нужна магия Илона Маска как никогда раньше» британской Telegraph.

Согласимся: это уже совсем не та восторженно-уверенная интонация, что сопровождала Маска в мейнстримных СМИ передовых стран в течение десятилетия.

Аврааму Линкольну приписывают афоризм: «Можно все время дурачить некоторых, можно недолго обманывать всех, но нельзя бесконечно обманывать всех».

Последние двадцать лет безудержного развития медиа- и виртуальных технологий создали впечатление, что благодаря им будет возможно бесконечно водить вокруг пальца всех.

Однако сейчас все больше примеров того, что реальность всегда пробивает себе дорогу сквозь наведенный медиа-, PR- и пропагандистский морок.

…Теперь реальность постучалась в дверь Илона Маска, а в его случае после очень долгого пути наверх это означает начало движения обратно.

Автор: Ирина Алкснис


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

    Отчет опубликован 1 ноября. Акции упали на 10%, сейчас медленно возращаются. В чем проблема автора статьи, не понимаю.

    Вернее даже, я понимаю что прошла команда «мочить Маска» и началось это еще со SpaceX. И сколько было глумливых предсказаний… И даже сейчас идут завывающие передачи «для самых тупых». Но факт в том, что Маск в этом году запустил 16 тяжелых ракет, а Роскосмос — всего 4 (четыре).

    То же самое и с Тесла. Мне кажется, что агрессивная политика стоит денег. На примере Tesla Motors мы видим хороший продукт, хорошую инжинерию, отличный маркетинг. Но компания маленькая и ей нужно окопаться на плацдарме, пока туда не пришли мэйджоры. Поэтому Тесла ежегодно вкладывает в R&D 17,7% от годовой выручки. Подчёркиваю: не от прибыли, а от выручки.

    • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

      Откровенного строителя пирамид с фамилией Маск по прежнему пытаются спасти его очень отлоббированные покровители. Не получивших нормального образования и уверенных, что проклятый российский Айболит терроризирует дружественную США Лимпопо. Его крах оставит покровителей голыми. Защитники пирамидостроителя не пытаются задуматься о том, что они становятся сами в положение двоечников.
      На мои вопросы в подобных дебатах, никто не смог ответить, как можно гарантировать работоспособность аккумуляторной батареи электроавто в течение 8 лет, тогда, когда на каждый пальчиковый аккумулятор ( а в изобретении Маска их 7, 5 тысяч), изготовитель даёт гарантию в 3 года. Никто не пытается подумать, почему это свою «гениальную» идею с Гиперлупом, он отдал на аутсортинг? НЕ потому, ли, что сам не финансирует и не строит дорогу в связи с крайней рискованностью всей этой затеи? Никто не задумывается над тем, а почему это Маск, практически забрасывает уже надоевшие всем идеи,например с обычно грузоподъёмном Фальконом-9 и поднимает ставки на супертяжи? Далее- сверхсупертяжи и т.д. Его многоразовые пуски на МКС уже не устраивают, ему всенепременнейше нужен Марс.

      • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

        Виктор, у вас каша в голове. Really.
        Все написанное вами называется резонерство.

        Гарантия производителя «пальчиковых аккумуляторов» (судя по терминологии, вы далеки от тематики) означает всего лишь готовность продавца менять эти элементы при продаже через розничные каналы. Но это никак не означает, что три года — предельный срок службы. Как пример — Интел тоже дает гарантию на свой процессор всего 3 (три) года.

        Но, даже несмотря на предыдущее замечание, я с удовольствием извинюсь, если вы укажете P/n применяемого химического элемента и приведете его Data Sheet, где производитель (не продавец) указывает гарантию 3 года.

        Вся остальная ботва про лимпопо есть несомненный признак отсутствия содержательных аргументов.

        А реальность в том, что Маск в этом году запустил 16 тяжелых ракет, а Роскосмос — всего 4 (четыре).

        • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

          Для того, чтобы разбираться в теории надёжности, технической документации, методах испытаний на надёжность и меть малейшие представления о том, что вы сейчас попытались обосновать, нужно быть технарём. Мне, конструктору с четвертьвековым стажем работы слушать такое сложно, без смеха. Гарантия изготовителя цилиндрических элементов диаметром 22 мм и длиной (кажется) 80 мм- назван мной «пальчиком». Почитайте требования изготовителя к зарядке, хранению и использованию ЕГО изделия. Маск, в случае, когда он СОБИРАЕТ множество в батарею, — продавец. Моё изделие, ведущим которого я был долгое время имело срок гарантии 11, 5 лет. И потому, что собиралось из элементов со сроками в 12 лет. Пол-года- производственный цикл моей железки. Ставилась эта железка на систему со сроком гарантии 25 лет. С всенепременнейшим условием трёхкратной полной заменой, по истечении тех самых 11,5 лет, ЛИБО после исчерпания ресурса в 1000 часов. Такая вот штука- срок гарантии и такой ресурс.
          Общая вероятность надёжной работы системы исчисляется перемножением вероятностей ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ. нашем случае- перемножением 7,5 тысяч раз вероятности одного такого «пальчика». Но учтите, там, в батарее не только элементы, но и туева хуча радиоэлектроники.Срок гарантии- это обязательство бесплатной замены изделия, в случае выхода из строя по вине изготовителя. Могу себе представить сложности обоснования выхода из строя батареи в течение 8 лет по вине Маска полуграмотному потребителю эксплуатирующего электроавто.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Какие конструкторы, такие и достижения.

            Я задал вам конкретный вопрос — приведите Datasheet на элемент, стоящий в батарее Tesla.

            И вы зря приводите формулу с перемножением вероятностей отказов. Подумайте еще раз, почему она неприменима.

            Пока остаюсь в убеждении, что вы — обычный резонер.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            https://blog.e-karting.ru/ustrojstvo-akkumulyatornoj-batarei-tesla-model-s/

            Посмотрите здесь

            https://mysku.ru/blog/aliexpress/53277.html
            З а даташитами обращайтесь изготовителю.
            Думаю, вы там не разберётесь ни в чём. Ибо мандариновского китайского вы не знаете.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Вы откровенный игнорамус. Зачем мне китайский?

            Для Model S и Model X элементы делаются компанией PANASONIC на своем заводе SUMINOE, Japan

            Для Model 3 используются элементы 2170, выпускаемые на заводе Gigafactory 1, NEVADA, U.S.A.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Типоразмер. Но химия- та же самая. И технология. Этот жулик ещё ТЕХНОЛОГИЮ будет делать оригинальную и более качественную.
            Японские литиевые летают на Боингах. А это- почти знак качества. Большее практически недостижимо.

            Ты разберись, что же делает на своей Гигафабрике Маск. Изготавливает элементы, или собирает готовые в батареи. На сегодня, там никакой химии нет. Только сборка.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Нет, в одном типоразмере может быть совершенно разные материалы.

            lithium iron phosphate (LFP)
            nickel manganese cobalt (NMC)
            nickel cobalt aluminum (NCA)
            cobalt (LCO)
            manganese (LMO)
            lithium titanite (LTO)

            Элемент 2170 целиком выпускается на Gigafactory.

            Свободны.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            [URL=http://savephoto.ru/f/11iu0oynje1pd11][IMG]http://savephoto.ru/Files/11iu0oynje1pd11_t.jpg[/IMG][/URL]
            Не возражаю, если Маск переходит на другой типоразмер элемента. Но вот заменить техпроцесс,поставщиков и прочее, что касается материала- лития- врядли.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Так будет покрупнее.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            https://www.drive2.ru/b/459411418408598878/

            Там есть изображение даташита.
            Желаете иметь сам документ- снимите перчатки и потрудитесь сами.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Там есть Datasheet. Но в самом датишите нет ни слова про «три года», как вы утверждаете. Об этом и речь.

            Кроме того, это не тот элемент, который стоит в Тесле. Цифра 18650 — это всего лишь габарит (D18, L65), и в этом габарите огромное кол-во разных элементов разной емкости, с разными допустимыми токами разряда, с разными материалами катода и разными электролитами.

            В реальности элемент для Теслы является кастомным, т.е. исключительно под нужды Теслы и в розницу не продается.

            P.S. И я напомню вам еще раз про вашу другую ошибку. Надежность батареии не может вычисляться, как произведение надежностей отдельных химических элементов.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Я тебе про китайскую грамоту уже писал.
            Только полный идиот думает, что в технической документации есть требования юридического, экономического и другого, кроме технического, характера. Просил- получи. Можешь скушать с булочкой.
            О гарантиях узнай на сайте изготовителя.
            Графики и всё прочее для таких, как ты- и есть китайская грамота.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Глупость не порите. Не считается по сумме элементов только то, что изготавливается одновременно в едином технологическом цикле. Например- по количеству транзисторов в большой микросхеме. Там считается на микросхему в целом. «Обратный» пересчёт давал бы абсолютно невероятные цифры надёжности на каждый транзюк в отдельности.
            Не нужно писать вещи, которые не делаются по определению. Нет идиота, собирающего батарею аккумулятоов из разных элементов. Хоть по типоразмеру, хоть по химии составных частей.
            Более того, не собираются батареи из элементов, изготовленных в пределах разных партий, мест изготовления и дат изготовления. Моё изделие содержало аккумулятор, собранный изготовителем из калиброванных элементов. Оттренированных и подобранных по характеристикам с разбросом по ГРАФИКУ заряда- разряда в пределах 5%.

        • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

          Дополню.
          16 запусков и 4 запуска. У нас нет планов, нечего выводить и нет денег. 400 запусков только «Протонов»- это иное состояние экономики, наличие планов и наличие возможностей. Улитка быстрее стоящего авто.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Если нет своих достижений — тогда чего смеяться над чужими? Особенно глупо этот смех выглядит, когда конкурент неуклонно движется вперед. Как говорят в Инете, слово зависть пишется короче.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            https://ru.insider.pro/infographics/2017-05-25/istoriya-ilona-maska-istoriya-neudach/

            Обзор «достижений» . Статья называется

            «История Илона Маска — история неудач»

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Зачем вы тащите в рот всякое гАвно? И непременно пытаетесь убедить остальных, что дурак — не вы?

            Еще раз повторю тезис. В этом Маск сделал 16 запусков тяжелых носителей. Роскосмос — всего 4. Кто лузер?

            Кроме того, у Маска уже сейчас есть КК Dragon, который может вернуть с орбиты 2500 кг — ничего подобного Роскосмос не умеет.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Если я запустил 19, а ты- ни одного- то кто лузер? Ты? Но если ты не запускаешь по иной, кроме технической причине, то лузер ли? Точно, у тебя мякина в башке, раз не отличаешь экономику, планы от реалий.
            Запустит хотя бы то, что сделали мы- 400 запусков, равное «Протонам», которым приблизительно аналогичен- тогда и поговорим.

          • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1261841780599159/ Alexander Mikhailov

            Никогда еще прежние заслуги не имели так мало значения.

            Свободны.

          • http://facebook.com/profile.php?id=100001112957559 Виктор Дубовицкий

            Если эти 400 запусков для манкурта не имеют никакого значения. то что значит 16 для меня? Рядовые, ничем не выдающиеся.С массой и прочими показателями, которые мы делали 40 лет? Для тебя главное- наклейка?
            Сбор металлолома за счёт заказчика- посадки ступени- достижение? Или ДОСТИГНУТОЕ многоразовое использование-уже реальность? Или, всё-таки- обещания?
            Да, здорово тебе башку отпрессовал СССР. Если путаешь планы с выполнением планов.