Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Плодоносящая лоза. Как российские виноделы поддерживают эмбарго

Санкционная война России и Запада, как отмечают эксперты, идет на пользу отечественной сельхоз-сфере. По данным статистики в России стали подниматься фермерские хозяйства. Естественно, что и виноделы решили улучшить свои показатели на этом фоне.

Сегодня в России постепенно налаживается производство овощей и фруктов, улучшается птицеводство, активнее работает мясоперерабатывающая промышленность.

Однако осталась одна статья, которая не попала под санкционное регулирование, но не дает покоя некоторым российским предпринимателям — это производство алкоголя.

Плодоносящая лоза. Как российские виноделы поддерживают эмбарго
Плодоносящая лоза. Как российские виноделы поддерживают эмбарго

И сейчас, как отмечают эксперты, некоторые производители решили исправить «оплошность» правительства и доказать, что российские вина вполне способны составить конкуренцию западным.

При этом логика правительства, которое не распространило санкции именно на алкогольный рынок, была проста — российские виноделы пока не могут достойно конкурировать со своими заморскими коллегами. И именно поэтому западные вина не попали под санкции.

Без развития

Сейчас виноделы развернули собственную борьбу за полное импортозамещение в России. От них нередко звучат предложения ограничить поставки элитных европейских вин и заменить их на собственные. Предлагается использовать для этого административный ресурс.

При этом, как отмечают аналитики и эксперты, инвестировать в развитие своего бизнеса больше, чтобы получить более удовлетворительный результат на выходе, они не особенно стремятся.

Первыми выступила за ужесточение законов в области виноделия саморегулируемая организация «Виноградари и виноделы Юга России». Они обратились в ФАС с требованием проверить и наказать одну из крупнейших авиакомпаний в стране «Аэрофлот».

Поводом стало то, что виноградари возмутились тендером авиаперевозчика на поставку 1 млн бутылок вина заграничного производства — Франции, Италии, Испании. Они предназначены для пассажиров бизнес-класса. Такая закупка, как уверяет глава союза виноградарей и виноделов Леонид Попович, непатриотична, а «тот, кто принимает такие решения, не верит в отечественных виноделов».

При этом, говорят эксперты, такие критерии, как вера, в данном вопросе неприменимы. Ведь человек, который разбирается в вине, никак не сможет пить вина Тамани вместо вин Медока.

Кроме того, аналитики рынка отмечают, что обвинять «Аэрофлот» в непатриотичности нельзя — ведь он вполне спокойно закупает и российские вина, например, «Абрау-Дюрсо». Также встречается на рейсах перевозчика и вино от Никиты Михалкова.

Замены нет

Специалисты и эксперты уверены, сейчас разговоры об импортозамещении в данной сфере беспочвенны. Ведь полностью заменить ассортимент заграничного алкоголя на российские аналоги невозможно.

Производители напитков не справляются. И есть даже такой показательный пример, как работа российского поставщика все с тем же «Аэрофлотом». Авиаперевозчик определили по одному из своих тендеров по поставкам вин для эконом-класса новороссийскую компанию «Фирму Сомелье».

Однако, как показала практика, тендер был попросту провален. Справиться с заявленным объемом поставок производитель не смог, говорят эксперты. И это привело к появлению контрафактных продуктов на рынке.

Проведенные проверки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка показали, что в поставляемых перевозчику вариантах вин обнаружены спирты невиноградного происхождения и вода. Лицензию аннулировали, но еще долго потом шли суды по этому вопросу.

Сейчас же южные регионы решили, что уже готовы занять новую для себя нишу — бизнес-класс. Сюда должны поставляться только премиальные вина.

«Это нереально, — комментирует позицию коллег исполнительный директор Российской ассоциации сомелье Анатолий Корнеев. — Российским виноделам вполне по плечу произвести ограниченную партию вина, соответствующую лучшим международным стандартам, однако обеспечить стабильную поставку сотен тысяч бутылок такого качества им пока не под силу».

Дорогой бизнес

Российское виноделие сейчас еще только находится на этапе становления, говорит исполнительный директор Российской ассоциации сомелье. Производственные мощности нередко разбросаны территориально, технологическое и логистическое обеспечение далеко не всегда проработано и на высоте.

Естественно, что на фоне только этих пунктов российское премиальное вино становится дорогим удовольствием. «Ценовая модель российского вина гораздо дороже, чем, к примеру, у вин европейских производителей, где устойчивые связи и инфраструктура в отрасли отработаны веками» — таков вывод эксперта.

То есть при равном качестве вино российских производителей выйдет значительно дороже.

Подтверждает вывод коллеги и представитель группы «Абрац-Дюрсо» Дарья Домостроева. «В России есть премиальные вина, но пока в небольшом количестве. Российское вино объективно дороже — производство требует больших инвестиций, предложение ограничено, смысла снижать цены нет.

Например, премиальное вино «Усадьба Дивноморское» стоит более 2000 руб. за бутылку» — говорит она. Кроме того, не все компании смогут и подтвердить качество своего продукта — получение лицензий на производство вин защищенного географического указания и наименования места происхождения началось совсем недавно.

Определенные риски

Эксперты считают, что будущее у российского рынка виноделия есть, но только если производители начнут больше вкладываться в развитие своего бизнеса и проявят терпение. Если же сейчас с наскока присоединиться к санкциям, то результаты могут быть не самыми лучшими.

Так, например, если поставлять на самолеты «Аэрофлота» вино отечественного производства, которые нередко называют средними по цене и качеству категории, то могут возникнуть проблемы.

Ведь бизнес-класс — это основной источник доходов авиакомпании, который частично окупает и расходы эконома. Если же снизить качество обслуживания в бизнесе, а ухудшение качества вина — один из таких показателей, то будет наблюдаться отток пассажиров. Вследствие этого велика вероятность и повышения цен на эконом-класс, т.к. окупать его расходы будет нечем.

Эксперты считают, что российским виноделам стоит наоборот обратить внимание на нежелание российского авиаперевозчика закупать исключительно российские вина и поработать над качеством своей продукции.

Важно учитывать еще и тот факт, что цикл развития виноградника не менее 7 лет. И раньше этого срока получить качественное вино вряд ли получится.

Автор: Полина Девятова

Больше в Экономика РоссииБольше записей в Экономика России »
Тема Mission News от Compete Themes.