Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Стали известны сроки разработки новой российской ракеты «Союз-5». С её помощью предполагается не только совершать пилотируемые полёты и покорять Луну, но и вернуть России коммерческий космос. Сможет ли первый полёт ракеты «Союз-5» состояться в анонсируемые Роскосмосом сроки?

Жизнь после «Ангары»

Так уж получилось, что с какого-то момента разработка «Ангары» — нового ракетоносителя для российской космонавтики — перестала быть исключительно космическим делом. Создание ракеты стало делом политическим и стратегическим, задвинув собственно космос куда подальше.

Создание «Ангары» требовалось, с одной стороны, для того, чтобы держать в руках козырь в переговорах с казахами — мол, мы можем и без Байконура летать, — а с другой стороны — для того, чтобы сохранить технологии и людей, дать им работу и возможность остаться в космической отрасли.

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Спору нет, обе причины достаточно веские. С одной стороны, даже в гипотетической ситуации геополитического разворота Казахстана на 180 градусов и взвинчивания цен на запуск ракет с Байконура Россия не остаётся ни с чем. Есть Восточный и есть «Ангара», пусть дорого, но летать можно.

С другой стороны, не закончить разработку основной ракеты-носителя, вымучиваемой с 1995 года, было просто нельзя. Это слишком сильный удар по отрасли и всем, кто в ней работает.

Старожилы Роскосмоса вспоминают, каким тяжёлым оказался для всех отказ от ракеты Н-1 и завершившаяся проигрышем лунная гонка. Поэтому доделывать «Ангару» стоило хотя бы для сохранения оставшихся технологических цепочек в разработке и сохранения людей — самого важного и сложно добываемого ресурса космической отрасли.

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
Монтаж космического ракетного комплекса «Ангара» на космодроме «Восточный».

Но вот теперь «Ангара» готова, она красива и чертовски дорога. Предполагалось снижать её себестоимость «от масштаба», то есть за счёт большого количества произведённых экземпляров, но уже сейчас понятно, что это нереалистичная затея: столько заказов, сколько нужно для массового производства, на неё просто нет.

Похоже, «Ангара» останется памятником всем переменам, произошедшим в российской космонавтике с 1990-х годов. Она полетит, может, даже несколько раз. Ближайший запуск назначен на 2021 год, может, и сбудется.

Средний не значит «так себе»

Использовать «Ангару» для коммерческих пусков — дело вообще малореальное, а вернуть коммерческий сектор очень хочется (хоть иногда представители Роскосмоса и делают вид, что это не так). Тут ещё этот американский выскочка Илон Маск выпрыгнул из ниоткуда как чёртик из табакерки и с ходу подобрал едва ли не все коммерческие заказы по миру.

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

В рукаве Роскосмоса есть ещё несколько карт проекта OneWeb. Это группировка спутников, способная раздавать Интернет за толику малую по всему миру.

Предполагается аж 800 спутников на орбите Земли, несущих радость доступа в Сеть по всему миру. Всего по расчётам потребуется 39 запусков на вывод их в космос, Роскосмос сумел законтрактовать себе аж 21 запуск, и это очень серьёзная и крутая победа российского коммерческого космоса.

Увы, но, кроме прекрасного OneWeb, в портфеле Роскосмоса не так и много вариантов. Теперь остаётся только держать скрещённые пальцы за спиной, чтобы у британцев-заказчиков не сорвалось. Такой удар может оказаться для нас слишком болезненным.

Чтобы бороться с европейцами и Маском на равных, требуется новая ракета-носитель. И лучше дешёвая, очень дешёвая. При этом надёжная, унифицированная со всем чем можно и уже знакомая на производстве. А ведь нет ничего лучше нового, которое немного забытое старое.

После «развода» с Украиной из российского космического набора ушла очень интересная и перспективная ракета «Зенит». Разработана она была ещё в советское время в городе Днепропетровске конструкторским бюро «Южное». Разработка была с замахом на то, чтобы стать родоначальницей советского семейства. Ракета «Зенит-2», впервые полетевшая в космос в 1985 году, получилась очень удачной, хоть и достаточно аварийной.

«Зенит», она, наверное, лучшая после наших», — Илон Маск — основатель компании SpaceX.

На сегодняшний день совершено 83 запуска этой двуступенчатой ракеты, из них 70 удачны, четыре — частично и девять закончились совсем нехорошо. Зато «Зенит-2» не очень дорогая, экологически чистая — обе ступени работают на керосине — и хорошо знакомая.

Именно под «Зенит-2» была оптимизирована платформа для запуска проекта «Морской старт», недавно приобретённая российской частной компанией S-7. На Байконуре тоже есть стол для её запуска. Только самой ракеты нет, как и ракетостроения на Украине.

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Всё бы хорошо, однако производство ракет осталось в другой стране, и найти общий язык, хотя бы и в вопросах космоса, пока явно не выходит. Большей частью (примерно на две трети) «Зенит» создавался в России, однако без Украины его эксплуатация была невозможной. Наверное, тогда и родилась эта замечательная идея: «Мы создадим свой «Зенит-2″, цифровой и недорогой».

Гоша, он же Гога, он же Жора

Проект назвали «Феникс», в ознаменование возрождения ракет среднего класса в России. Название просуществовало недолго. Уже через несколько месяцев в честь дружбы с Казахстаном и меморандума о намерениях создавать и эксплуатировать эту ракету вместе «Феникс» получил новое имя «Сункар» (это «сокол» по-казахски). Впрочем, «Сункар» тоже не прижился.

То ли казахи не спешили нести деньги на совместное ракетостроение, то ли в телевизионных новостях «Сункар» смотрелся не совсем патриотично. Проект получил новое имя, использующееся и по сей день, — «Союз-5». Кстати, имя не совсем удачное, ведь к семейству «союзовских» ракет, ведущих свою родословную с Р-7, «Союз-5» никакого отношения не имеет.

В последнее время сроки создания «Союза-5» словно пустились вскачь, и если раньше начало проектирования было запланировано на 2018 год, то сейчас говорят уже о первом пилотируемом запуске в 2022 году с новейшим космическим кораблём «Федерация».

Меньше чем два года назад сроком первых стартов стоял 2025 год. Стоит напомнить, что «Ангара» от старта проекта до первого тестового полёта строилась 19, пусть трудных и безденежных, лет. Сейчас же пятилетку создания ракеты велено упаковать в четыре года.

Недавно Игорь Комаров, глава Роскосмоса, в интервью упомянул, что часть работ уже выполнена. С учётом того, что их не было в бюджете Федеральной космической программы, остаётся надеяться только на то, что они были проведены на собственные средства РКК «Энергия». Если это так, то замечательно, с такими сроками любой задел будет очень важен.

Для первого пилотируемого полёта в 2022 году требуется, чтобы в 2021 году был совершён первый тестовый запуск, а значит, от начала проектирования до готового изделия на космодроме пройдёт всего три года. Это очень и очень смелые заявления. Тем более для российской космонавтики, изрядно подрастерявшей скорость после крушения СССР. Если это будет реализовано, иначе как подвигом создание «Союза-5» не назвать.

За это же время на Байконуре требуется перестроить стартовый стол, подготовить производство. Кроме того, важно переделать космический корабль «Федерация», первоначально строившийся для «Ангары» под «Зенит», да и доделать.

Пока на всех выставках можно увидеть только прекрасный углепластиковый корпус будущей «Федерации», а этого мало. Требуется ещё и провести его испытания на приземление в воду, работу системы спасения. Впереди у российской космонавтики непочатый край работы, и смотреть за созданием «Союза-5» будет очень и очень интересно.

"Союз-5". Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
Макеты «Федерации» МАКС 2013

Как у Маска?

Так или иначе, ориентируясь на «Зенит», можно быть уверенными, что с технической точки зрения ракета может выйти очень перспективной и удачной. Предполагается заменить двигатель РД-171 (упрощённую версию РД-170 от сверхтяжёлой ракеты «Энергия») на модернизированный, но такой же надёжный и испытанный РД-171М.

На второй ступени будет стоять РД-0124 (он создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б») вместо РД-120, оставшегося на Украине.

С технической частью всё будет в порядке, но вот что делать с ценой, пока непонятно. В своём интервью от 3 июля 2017 года, рассказывая о проекте, И. Комаров сказал, что конкурировать по цене мы будем не за счёт наличия возвращаемой ступени, как у Илона Маска, а просто сделав ракету дешевле. Сразу на 20 процентов. И так каждую деталь.

«Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле», — Игорь Комаров, глава Роскосмоса.

Самое в этой истории непонятное — за счёт чего это предлагается сделать. Где же тот задел, что позволит сделать на 20 процентов дешевле не только сами детали, но и все технические процессы? Более того, если это реально, то почему же не было внедрено раньше?

Сделать «Союз» и «Протон» на пятую часть дешевле — да это же прорыв! Непонятно, неужели он не был нужен нам раньше, в 2015–2017 годах, когда Маск выдавливал нас с рынка именно ценой?

И ведь очень хочется, чтобы это было реализовано. Получить новую ракету-носитель по привлекательной цене для нашей страны очень важно.

Но пока, кроме туманных обещаний полностью «цифрового проектирования», причин для столь радикального снижения цены не видно. Учитывая, что SpaceX проектировала тоже в «цифре», источник будущей дешевизны по-прежнему покрыт мраком.

Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка

И вот мы подходим к главному. Недавно в российской космонавтике вновь был взят курс на супертяжёлую ракету. Она нужна для межпланетных миссий и полётов на Луну. Однако её разработка с нуля — дело чрезвычайно дорогое и для России в настоящее время малоподъёмное.

Однако и тут было найдено достаточно красивое решение. Мы берём несколько ракет «Союз-5», собираем их в один блок и получаем сверхтяжёлую ракету.

Точно, совсем недавно мы такой фокус уже видели — у того самого Илона Маска, хитрая голь которого от недостатка денег на проектирование сверхтяжа провернула подобный фокус с тремя Falcon 9. В ноябре этого года состоится первый пуск Falcon Heavy — там мы и сможем посмотреть перспективность подобного решения.

Осталось всего ничего — успеть сделать ко времени «Союз-5».

За горизонтом событий

Российской космонавтике нужен «Союз-5», это точно. Нужен средний класс ракет, нужна возможность делать пуски с «Морского старта». Нужен совместный проект с Казахстаном для явного развития Байконура, нужна возможность создания сверхтяжёлой ракеты.

Смущают пока всего две вещи: небывалые для российской космонавтики сроки и сама возможность цены на 20 процентов ниже, то есть использования «Союз-5» в коммерческом космосе. Получится? Это был бы прорыв на грани чуда. Пока же все эти вопросы выглядят очень серьёзно. Хочется надеяться, что у Роскосмоса на пару с РКК «Энергия» припасена пара козырей в кармане.

Автор: Михаил Котов

комментария 3

  1. 111 111

    Удар чем? подушкой?

  2. Странно что все пропускают мимо ушей уже только то что Роскосмосом рулит бывший гендиректор АвоВАЗа.. потому там нет других стратегических целей, кроме как размазать деньги так чтоб их воровство было не заметным.. а так как народного контроля там нет, то карманы можно набивать без проблем.. знаю по центру Хруничева от людей которые там работают.. разворовывается по самое нихочу.. оборудование закупается и не используется, устаревает, закупается новое и снова лежит на складах.. что уж говорить об Ангаре..

  3. Егор Егор

    Михаил Котов, прежде чем начать писать статьи про космос, неплохо бы узнать базовые вещи. Например о том, что слова «ракетоноситель» нет, а правильный термин выглядит так: «ракета-носитель».
    Статью можно не читать — дилетантский бред, фото не соответствуют подписям, путаница с терминами. Каша, короче.

Обсуждение закрыто.

Тема Mission News от Compete Themes.