Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Лед и пламень: с чем Россия уходит в бой за Арктику

Минэкономразвития разработало государственную программу освоения Арктического региона, согласно которой к 2035 году в России будет построено восемь атомных ледоколов. Постройка новых судов атомного флота нужна для навигации в течение года по Севморпути и для экспедиций в Арктике.

На данный момент в нашей стране используется четыре судна с ядерными реакторами. Так, Балтийском судостроительным заводом уже начато строительство трех атомных ледоколов ЛК-60Я, которые могут использоваться как в открытом море, так и на мелководье.

Лед и пламень: с чем Россия уходит в бой за Арктику
Лед и пламень: с чем Россия уходит в бой за Арктику

Кроме ледоколов, способных обеспечить беспрерывную навигацию в Арктике, России также понадобятся порядка 70 кораблей, включая танкеры, газовозы и контейнеровозы. Как сообщают в пресс-службе Минпромторга, «потребность в судах для работы на Северном морском пути сформирована российскими нефтегазовыми компаниями».

Обо всем этом «Правда.Ру» в эксклюзивном интервью побеседовала гендиректором ЗАО «ИнфоТЭК-терминал», ведущим экспертом Союза нефтегазопромышленников России Рустамом Танкаевым.

— Россия к 2035 году построит восемь атомных ледоколов. Об этом говорится в программе, подготовленной Минэкономразвития. Зачем нам еще ледоколы, когда Россия и так единственная страна, которая владеет атомным флотом? Какие задачи мы ставим?

— У нас регулярно идет смена поколений. Старые ледоколы снимают с эксплуатации, утилизируют или преобразуют в музеи, как стало с древним ледоколом «Ленин». Поэтому сейчас выпускают новую серию атомных ледоколов, они значительно лучше. Я не специалист в корабельной области, но отслеживаю ту информацию, что касается Арктики. Действующий флот у нас состоит из шести атомных ледоколов, и сейчас некоторые из них хотят заменить.

— Все равно мы монополисты…

— Мы, конечно, не монополисты, американцы сейчас проснулись и тоже собираются строить. Пока там все на стадии обсуждения, но у них это очень быстро происходит. Наше положение уникально тем, что мы единственные в мире имеем в Арктике чрезвычайно экономически целесообразное направление — Северный морской путь.

Он востребован, тем более сейчас идет активное таяние полярных шапок; это время, когда Северный морской путь открыт, его пропускная способность постоянно увеличивается.

Сейчас идет активное развитие Севморпути, которое, как известно, было заброшено на долгие годы. Расчистили старые базы, их восстанавливают, количество самих баз хотят увеличить до 22 единиц. К этим базам относятся и такие крупные города как Мурманск и Архангельск, старинные Певек, Тикси, Диксон, Салехард.

В Дудинке тоже есть база; хотя она и не на самом Севморпути, а на берегу Енисея, но все равно близко.

Это хозяйство очень активно модернизируется. Количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет очень быстро. Сколько их будет в итоге, никто не знает, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это где-то четыре миллиона тонн в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

— Помогут ли эти новые атомоходы привлечь транспортные компании, в том числе иностранные? Сделают ли эти атомоходы Севморпуть более конкурентным?

— На самом деле проводка атомными ледоколами для коммерческих судов очень невыгодна. Конечно же, все стараются использовать период навигации, когда ледокольная проводка просто не нужна. Раньше это было два месяца, сейчас уже почти три.

И, видимо, это будет нарастать. Но это не значит, что ледоколы не нужны и не востребованы. Первым и главным потребителем ледокольных проводок является армия. Даже нефтяные танкеры от этих безумно дорогих мероприятий отказываются. Но тут дело в количестве и в том, как налажена их работа. Полудохлые атомные корыта никому не нужны.

Нефтяники ужаснулись, когда им начали называть суммы в миллиарды долларов, необходимые для строительства ледовых проводок, и, конечно же, от этого всего отказались. Роснефть взяла в лизинг ледокол в Канаде, не совсем новый и далеко не атомный, но это было выгодно, шлепали себе от побережья Баренцева моря.

То есть они использовали ледокол для своих нужд и нормально себя чувствовали. Но время шло, ледокольный флот восстановили, стали осваивать Север. Сейчас условия совершенно иные, и безумных идей относительно того, чтобы все проблемы свалить на одну нефтяную компанию, ни у кого уже нет. Я думаю, что ледокольные проводки при помощи атомных ледоколов перестанут быть экзотикой.

Нефтяники уже используют эти ледоколы для проведения своих исследований. Эти ледоколы проводят пока некоммерческие экспедиции, везут небольшие грузы, в том числе и нефтяные.

— Можно рассчитывать на то, что эти дорогие ледоколы окупятся? И за счет чего они могут окупиться?

— Если Севморпуть будет работать, то окупятся. Чем силен Севморпуть? Расстояние от Шанхая до Лондона короче на восемь тысяч километров. Это очень привлекательно. Нет никаких проливов, в которых нужно платить поборы.

И конечно, Суэцкий канал, где нет никаких пиратов, которые, озверев, сейчас грабят суда во многих точках мира. Так что есть полная надежда на то, что все это будет намного дешевле. Можно в порту накопить грузы, а потом ударными темпами, как это всегда и делалось, по Северморпути перевезти их по дешевке караванами судов. Главное, чтобы это был береговой сервис, чтобы была бункеровка судов.

— Понятно, что необходима инфраструктура…

— И в этой ситуации то, что сейчас делает наша страна, правильно. Мы строим новые базы, разрабатываем плавучие атомные электростанции для энергообеспечения этих баз. Это большая работа. Необходимо, конечно, огромное количество вспомогательных судов.

В Рослякове под Мурманском и на верфи «Звезда» в бухте Большого Камня около Владивостока «Роснефтью» уже начато строительство инфраструктурных, вспомогательных судов. Постепенно это приведет к строительству платформ, а там как раз тоже понадобятся ледоколы, потому что были попытки, и успешные попытки, уводить айсберги от платформ на Севморпути. Это моделировали, испытывали на объектах, все получилось.

Когда хозяйственная деятельность будет серьезной и большой по объему, то окупится, конечно, все, что угодно. Окупятся и атомные ледоколы. Так же,как наша космическая программа: все очень дорого (тот же космодром «Восточный»), но это экономически целесообразно.

Автор: Лада Коротун

Тема Mission News от Compete Themes.