Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Государство опять лезет к россиянам в карман: как новый налог разорит людей

Сокращение поступлений в бюджет, обусловленное стагнацией экономики и кризисными явлениями, предопределяет необходимость поиска альтернативных источников его пополнения, чтобы выполнить социальные обязательства, взятые ранее.

Государство сейчас находится в сложной ситуации, которая требует оперативных мер по решению насущных проблем. Как показала практика, единственным действенным механизмом на сегодняшний день является перекладывание определённой финансовой нагрузки на различные категории граждан.

Это наглядно демонстрирует внедрение системы «Платон», увеличение налога на недвижимость, повышение акцизов на определённые товары. Однако, прямой взаимосвязи между увеличением сборов и социальными выплатами пока не прослеживается.

Государство опять лезет к россиянам в карман: как новый налог разорит людейВ связи с этим, был предложен новый законопроект «О статусе многодетных семей», который предусматривает введение дополнительного налога для бездетных, а также семей с одним ребёнком.

Полученные таким образом средства предполагается направить на увеличение выплат многодетным родителям, на обеспечение необходимых пенсионных сборов в случае приравнивания воспитания детей к трудовому стажу.

Также, согласно этой инициативе, предполагается обеспечивать семьи с большим количеством детей земельными участками с уже подведёнными коммуникациями. Величина же самого сбора, а также порядок его взимания пока не оговорены.

Оправданность новой инициативы и её основополагающие принципы

Законопроект, предложенный Юрием Крупновым, директором Института демографии, миграции и регионального развития, состоит из двух частей. При этом первая часть, которая предполагает стимулирование многодетных семей и предоставление им дополнительных льгот и социальных гарантий, вопросов не вызывает.

Более того, председатель общественного совета при департаменте образования Татьяна Минеева полагает, что такой пакет мер поможет дополнительно стимулировать экономику в виде притока дополнительных «живых» денег.

А вот вторая часть, предусматривающая введение дополнительного налогового сбора, вызывает оправданные опасения.

Если попытаться разобраться в ситуации, то очевидный опыт, перенимаемый ещё из советской практики, может показаться вполне оправданным. Но учитывая отличия в социальных гарантиях того и нынешнего времени, говорить о прямом сопоставлении не приходится.

Принимая во внимание тот факт, что количество трудоспособного населения неуклонно снижается, необходимо уже сейчас задуматься о решении этой проблемы, поскольку нагрузка на пенсионный фонд и расходную часть бюджета и так слишком велика. Тем не менее, принятие оперативных мер требует безоговорочной уверенности в их эффективности, чего нынешнему законопроекту пока не хватает.

Конечно, с учётом того, что официально многодетными в России признаны 6,5% семей, даже незначительный сбор может помочь аккумулировать финансовые ресурсы для их обеспечения. Проблема же заключается в том, что нагрузка при этом ложится на плечи наиболее активных слоёв населения, определяющих темпы экономического развития.

К сожалению, помимо закономерных вопросов возникают и оправданные претензии к самому проекту, поскольку он не содержит конкретной методики определения величины налога, срока его взимания, а также механизмов распределения.

Контраргументы и социальная специфика

Инициатива, мягко говоря, спорная. И дело здесь даже не только в том, что фискальная нагрузка на трудоспособное население и так в той или иной мере возросла, но и в том, что для решения поставленных задач собранных средств вряд ли хватит.

Следовательно, велик риск получить обратный эффект, вместо стимулирования рождаемости и исправления демографической обстановки — дополнительную коррупционную составляющую, а также нагрузку на социально ответственных родителей.

Для того, чтобы понять бессмысленность данной инициативы, стоит рассмотреть среднестатистический общественный срез, который наглядно демонстрирует, что в большинстве случаев именно в семьях с одним – двумя детьми последние получают должное воспитание, обеспечение, качественное образование, поскольку родители обдуманно подходят к планированию их будущего, с учётом собственных возможностей.

Дети в этом случае становятся полноценными участниками общества и зачастую формируют так называемый средний класс. Дополнительная нагрузка на данную категорию граждан может привести к тому, что вместо стимулирования рождаемости несколько снизится уровень их доходов, а это ужё негативно скажется на желании брать на себя ответственность по воспитанию большего числа детей.

Кроме того, поскольку законопроект предусматривает исключения для тех, кто не может иметь детей по медицинским показателям, велик риск появления незаконного оборота специализированных справок, позволяющих избавиться от необходимости уплаты дополнительного сбора.

Если же рассмотреть многодетные семьи, то, к огромному сожалению, практика проживания всей семьи именно за счёт социальных выплат, а не за счёт трудовой деятельности родителей – весьма распространённое явление. В связи с этим дополнительный налог может стать сомнительным инструментом, который снизит благосостояние среднего класса, но не сможет существенно улучшить уровень жизни многодетных семей.

Противником новой законодательной инициативы уже выступила Елена Мизулина — зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации. По её словам, количество детей в семье должно определяться исключительно желанием и возможностями родителей, а достичь перелома в демографической ситуации такими мерами не удастся.

В действительности, помимо желания исправить демографическую ситуацию, объективных предпосылок для принятия такого закона нет, поскольку бездетные семьи не используют ряд социальных гарантий со стороны государства, тем самым ослабляя нагрузку на бюджет. Таким образом, инициатива усиливает дисбаланс в отношении пользования определёнными благами.

Не выдерживает критики и такой аргумент, как стимулирование рождаемости, поскольку на начальном этапе люди, которые решили повременить с рождением ребёнка, дабы подготовить финансовую и материальную базу для его воспитания и должного обеспечения, столкнутся со снижением своих доходов, в результате чего возникнет дилемма: рожать и надеяться на государство, либо ещё больше затягивать с появлением детей.

Если принять во внимание особенность функционирования ряда социальных программ, это приведёт к тому, что в первом случае мы столкнёмся с появлением малообеспеченных семей, а во втором – со снижением уровня благосостояния. В конечном итоге оба варианта приводят к обнищанию населения, доходы которого и так невысоки.

По мнению главы социального комитета Совета Федерации Валерия Рязанского, в нынешних условиях необходимо акцентировать внимание на создании благоприятных условий для повышения рождаемости. Он также отметил, что в настоящее время существует множество аналогичных программ, которые не предусматривают дополнительной фискальной нагрузки.

[quote align=»left»]Китай и США продвигают Транскаспийский маршрут в обход России

Россия может проиграть: КНР и США продвигают Транскаспийский маршрут в обход РФ

[/quote]Той же позиции придерживается и Анатолий Вишневский — директор Института демографии ВШЭ, который отметил, что введение нового налогового сбора ограничивает граждан в праве свободного выбора, а это уже противоречит конституционным принципам.

В условиях финансового кризиса и непростой ситуации на рынке труда введение очередного налога, величина которого может оставаться весьма незначительной, не решит острых проблем, а лишь усилит социальную напряжённость. Кроме того, инициатива приравнять воспитание детей к трудовому стажу, может привести к сокращению числа занятых граждан, поскольку пропадает дополнительный мотивирующий стимул.

В целом же стоит отметить, что положительные сдвиги в плане демографии в последние годы были обеспечены именно стимулирующими мерами, а не взыскательными, что не позволяет даже прогнозировать эффективность последних. Таким образом, можно с определённой долей уверенности говорить о том, что перспектив у нынешнего законопроекта, по крайней мере в текущей редакции, нет.

Автор: Сергей Василенков

Тема Mission News от Compete Themes.