Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Что будет, если Франция выйдет из ЕС?

Целостность Евросоюза уже на протяжении нескольких лет вызывает вполне обоснованные опасения, которые подкрепляются затяжным кризисом в Греции, референдумом в Великобритании и необходимостью внутренних системных преобразований. Всё это непременно находит отражение на курсе межнациональной валюты и общих внешнеполитических тенденциях.

Огромный интерес в настоящее время прикован к ходу выборов во Франции, поскольку во втором туре сойдутся два представителя противоборствующих партий. Ключевым моментом политической программы одного из них – Марин Ле Пен, является восстановление финансового суверенитета страны и выход из еврозоны.

Что будет, если Франция выйдет из ЕС?Её оппонент, который славился консервативными взглядами по этому вопросу, воспринимался как гарант целостности ЕС. Однако в ходе очередного интервью Эммануэль Макрон заявил о том, что без радикальных реформ данной международной организации перспектива референдума по выходу из неё Франции неизбежна.

Такая ситуация сильно обострила политические и экономические риски, а также поставила под вопрос устойчивость европейской экономики, что в перспективе может иметь значимые последствия. Виду этого особый интерес представляют прогнозы и расчётные оценки последствий выхода Франции из ЕС. Попробуем провести анализ возможных сценариев развития событий.

Предвыборная конъюнктура и реальные внешнеполитические перспективы

Если внимательно рассмотреть столь значимое заявление Макрона, то его можно трактовать с трёх разных позиций. Первая – наиболее очевидная – как попытку привлечь на свою сторону большее число избирателей, тем самым переманив их у конкурентов за счёт схожести намерений, которые сформулированы более лояльно.

Вторая – работа на перспективу – попытка обозначить потенциальные рычаги воздействия в диалоге с Германией по поводу места Франции в ЕС, а также экономических преференций и снижении нагрузки.

Третья – наиболее долгосрочная, связана с осознанием системного кризиса управленческого аппарата Евросоюза и открытое признание необходимости реформирования, как приоритетной задачи.

Как полагают эксперты, такой резкий поворот в предвыборной кампании обусловлен, скорее, стремлением переманить электорат и ещё больше ослабить позиции Ле Пен, поскольку пойти против системы европейского истеблишмента, на которой базируется политическая карьера Макрона, он вряд ли сможет.

Это довольно рискованный шаг, направленный на недопущение ситуации, аналогичной избирательной компании в США, когда победу одержал кандидат с довольно радикальными лозунгами, поражение которого предрекало большинство рейтинговых агентств.

Играя с направленностью своей программы, Макрон может растерять часть своих приверженцев, так что избирательный процесс обещает быть напряжённым. В любом случае, выход Франции из ЕС – это крайняя мера, на которую нынешние политические фавориты пойдут только в исключительном случае.

Так, по мнению Тьерри де Монбриаля, генерального директора Французского института международных отношений, никто из кандидатов не рассматривает выход из еврозоны, как первостепенную цель. Более того, на первый план выходят внутренние проблемы, решить которые усилением суверенитета вряд ли удастся.

Тем не менее, для того, чтобы объективно оценить ситуацию, требуется рассмотреть все возможные сценарии, а также попробовать оценить их потенциальное влияние. Ситуация накалилась настолько, что Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям США, открыто признал, что Россия уже не является первостепенной угрозой целостности ЕС, теперь в список потенциально опасных государств попала и Франция.

Хаас в свойственной американским политикам манере несколько преувеличил значимость данного события, предрекая серьёзные последствия для «судьбы всего мира», но, тем не менее, экономические риски очевидны.

Попробуем оценить выход Франции из ЕС с точки зрения свершившегося факта.

Прежде всего, стоит вспомнить, что за прошедшие годы экономика государств-членов Евросоюза подверглась значительной интеграции, целые отрасли оказались адаптированными под новые нормы международного сотрудничества.

Существенные трудности возникнут для экономики и в случае возврата к национальной валюте, поскольку при любом стечении обстоятельств резкие колебание на начальном этапе неизбежны.

Если же говорить о сроках, то здесь ситуация ещё больше лишена ясности, поскольку сам механизм выхода как в юридическом, так и в экономическом плане ещё не проработан. Тем более показателен опыт Великобритании, инициировавшей проведение референдума, но пока не реализовавшей действенные шаги в направлении усиления собственного суверенитета.

Конечно, Великобритания и Франция входили в список так называемых стран-доноров, которые в той или иной форме осуществляли спонсирование слабых экономик государств бывшего восточного блока. Тем не менее, гарантом стабильности всегда являлась Германия, которая, пользуясь этой обязанностью, стала ещё и неформальным лидером всего Евросоюза, и в политическом плане в том числе.

Однако единолично, с учётом системного ослабления участия Англии и Франции, поддерживать экономику ЕС ей не под силу. Виду этого, первым очевидным последствием станет плавное, но стабильное снижение курса единой валюты до рекордных отметок.

А вот в этом случае развитие событий может иметь непредсказуемый характер, поскольку, несмотря на условное повышение конкурентоспособности европейских товаров, это неизбежно скажется на уровне жизни и приведет к резкому обострению социальной напряжённости.

Не стоит забывать и о том, что разделение Европы на ряд независимых, пусть и ослабленных государств, крайне не выгодно США. На этом фоне показательно было одобрение Трампом Брексита, но здесь, скорее, имело место желание ослабить внешнеполитического игрока в лице ЕС, а не потерять его окончательно.

Так что велика вероятность того, что Америка, используя политические рычаги влияния, окажет давление как на Францию, так и на Германию, с целью достижения определённых договорённостей.

Одновременный выход из ЕС Великобритании и Франции потенциально может привести к тому, что единая внешняя политика окажется под угрозой. Кроме того, весьма вероятен сценарий поэтапного сближения с Россией, а этого в проамериканских политических кругах допустить не могут.

Не менее вероятно в таком случае возникновение новой формы экономического и политического сотрудничества, которое станет завуалированным аналогом взаимоотношений между членами ЕС. То есть, выход Франции из Евросоюза может быть лишь формальным событием, не отражающимся на текущем политическом устройстве.

Если же абстрагироваться от рассмотрения наиболее негативного сценария, то сокращение еврозоны в ближайшие годы вряд ли станет возможным. Даже инвестиционные прогнозы говорят о топ, что риски развала ЕС сильно преувеличены.

По мнению аналитиков Saxo Bank, которые рекомендуют вкладывать в европейские рынки, нынешняя система политических сдержек и противовесов не позволит ни одному из кандидатов на пост главы Франции инициировать выход страны из еврозоны.

Более того, по подсчётам ряда экономистов, выход из ЕС обойдётся Великобритании в 60 млрд. евро, что в условиях стагнации мировой экономики может оказаться веским фактором в пользу переговоров о трансформации и реформировании союза, нежели о выходе из него других стран.

Учитывая ряд сложностей в социальной сфере, а также миграционной и экономической, которые требуют безотлагательного решения и сопутствующих затрат, официальный Париж попросту не имеет необходимых ресурсов для осуществления столь значимого шага.

Таким образом, итогом выхода Франции из Евросоюза с наибольшей долей вероятности может стать забюрокраченный процесс, обусловленный перестройкой внешнеэкономических связей, и их адаптация для работы в условиях необходимости конвертации валют.

Этот процесс может затянуться на несколько лет, причём конечный его результат вызывает множество вопросов, поскольку полное отделение и восстановление экономического и политического суверенитета в большинстве случаев вряд ли осуществимо.

Автор: Сергей Василенков

Тема Mission News от Compete Themes.