Marketsignal logo

Зачем Вашингтон накаляет обстановку вокруг Корейского полуострова



Ситуация на Корейском полуострове и вокруг него, без преувеличения, находится в фокусе внимания всего мира. И это понятно, потому что резко усилившаяся напряженность в регионе чревата самыми серьезными последствиями не только для стран Восточной Азии, но и для других регионов.

Внешним поводом для такого обострения послужили действия Северной Кореи, которая в нарушение требований Совета Безопасности ООН продолжает реализацию своей ракетно-ядерной программы.

Только в 2016 году Пхеньяном были осуществлены два ядерных испытания и 24 учебно-боевых пуска баллистических ракет. Однако, судя по всему, при сложившейся обстановке Север не намерен на этом останавливаться.

Зачем Вашингтон накаляет обстановку вокруг Корейского полуостроваСвою неуступчивость КНДР объясняет отсутствием гарантий ее безопасности со стороны Соединенных Штатов и их союзников в Северо-Восточной Азии (СВА).

Масштабные американо-южнокорейские военные маневры, проводимые на регулярной основе вблизи границ Северной Кореи, рассматривают там как провокацию, которая в любой момент может оказаться реальным вторжением на территорию суверенного государства.

Тем более, что президент США Д.Трамп открыто назвал Северную Корею «проблемой», которую он решит в любом случае и с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств, включая военные.

Зачем Вашингтон накаляет обстановку вокруг Корейского полуострова

Баллистические ракеты на параде в Пхеньяне в 2017 году.

Китай, будучи заинтересован в сохранении мира и стабильности на полуострове, предлагал США отказаться от проведения военных маневров, сильно беспокоящих Пхеньян. При том, что Север, в таком случае мог бы, в свою очередь, взять на себя обязательства свернуть ракетно-ядерную программу.

Однако Соединенные Штаты отказываются от такого варианта, мотивируя тем, что проведение учений является «делом законным» и уступать они не собираются, тем более «стране-изгою».

В результате получилось то, что получилось – мир оказался в шаге от регионального конфликта, который по своим масштабам может превзойти кровопролитие на Ближнем Востоке.

Возникает вопрос: зачем понадобилось Вашингтону так накалять сегодня обстановку в СВА с трудно предсказуемыми последствиями? Можно высказать лишь некоторые предположения по этому поводу.

В экспертных кругах сложилось мнение, что у нынешнего американского президента пока отсутствует как целостная программа действий в АТР, так и стратегия в отношении Северной Кореи.

После выхода из Транстихоокеанского партнерства и резких заявлений Д.Трампа о том, что страны-союзники Соединенных Штатов должны быть «более ответственными за поддержание своей боевой готовности и финансовое обеспечение американских войск на их территориях», новой администрации было крайне необходимо продемонстрировать, что США никуда из Азиатско-Тихоокеанского региона не ушли, и Вашингтон по-прежнему придерживается обязательств по обеспечению безопасности своих союзников в регионе – Японии и Южной Кореи.

Госсекретарь Р.Тиллерсон, посетивший в марте Токио, Сеул и Пекин, декларировал так называемый «новый подход» к Северной Корее. Суть его состоит в усилении всестороннего давления на Пхеньян, вплоть до применения, при необходимости, военной силы.

Заметим, что резко негативная реакция КНДР на сосредоточение у ее границ американских войск и армады боевых кораблей позволила США решить долго обсуждавшийся вопрос размещения подразделений американской системы противоракетной обороны (THAAD) на территории Южной Кореи.

По словам командующего американскими вооруженными силами в зоне Тихого океана Г.Харриса, эта система должна быть готова к боевой работе в течение ближайших нескольких дней. Такой шаг, как известно, вызвал отрицательную реакцию и в Китае, и у населения Южной Кореи.


Десятидневное апрельское турне вице-президента США М.Пенса, в ходе которого он побывал Сеуле, Токио, Джакарте и Сиднее, также было посвящено обсуждению необходимости солидарных действий в регионе.

Как сообщали СМИ, ссылаясь на информацию из Белого дома, «в каждой стране, куда направляется М.Пенс, будет обсуждаться тема состояния войны с Северной Кореей». Похоже, что это было действительно так – возвратившись, М.Пенс в секретном порядке информировал об итогах своей поездки палату представителей США.

Примечательно, что в ходе поездки американского вице-президента одной из важных тем переговоров была также напряженная ситуация в Южно-Китайском море, которая продолжает раздражать Соединенные Штаты из-за попыток Пекина «сформировать новую географическую реальность на базе островов Спратли».

Данная тема, как известно, непосредственно касается «коренных интересов» Китая, который оценивает такие заявления как вмешательство в его внутренние дела. Характерно, что «проблема Южно-Китайского моря» была включена в ту же повестку М.Пенса, куда входила и «проблема Северной Кореи».

Совершенно очевидно, что беспрецедентное обострение ситуации вокруг Корейского полуострова является вызовом для Китая и других стран региона. Действия Пхеньяна и Вашингтона ставят его в положение очень серьезного выбора.

В своем интервью Wall Street Journal Д.Трамп заявил, что он «пойдет на уступки Китаю в торговле в обмен на его помощь по Северной Корее». Но, похоже, в Пекине к такому «размену» не готовы, поскольку в этом случае в недалекой перспективе КНДР вполне может оказаться в ситуации, схожей с той, которая имела место в Ираке, Ливии и Сирии.

Ясно и то, что в случае агрессии против оставшейся в одиночестве КНДР и применения ею в целях самозащиты ядерного оружия пострадают обширные территории и население, прежде всего соседних стран, включая Китай и Россию.

В результате, Китай столкнется с большими трудностями как внутри страны, так и за ее пределами, включая реализацию «китайской мечты» и трансконтинентальных мегапроектов.

Учитывая, к тому же, что Пекин в настоящее время активно готовится к проведению осенью этого года очередного 19 съезда КПК, руководство Китая крайне заинтересовано в сохранении стабильности в стране и ее ближайшем окружении.

Поэтому, осуждая ракетно-ядерную программу Пхеньяна и поддерживая соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, Китай склонен и дальше проводить курс на политико-дипломатическое решение ядерной программы Корейского полуострова.

Это подтвердил и состоявшийся 24 апреля телефонный разговор с президентом США, в ходе которого председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду, что стороны все-таки будут сохранять сдержанность и не допускать дальнейшего усиления напряженности в районе Корейского полуострова.

Также было выражено намерение Китая в многостороннем формате, включая и США, добиваться установления мира и стабильности на полуострове и в Северо-Восточной Азии. По всей видимости, Китай будет настаивать на таком подходе к проблеме и во время запланированного визита Д.Трампа в КНР.

С другой стороны, Китай видит, что отсутствие мер по пресечению ядерных амбиций Северной Кореи уже привело, фактически, к ее становлению в качестве самостоятельного ядерного субъекта, размещению американской противоракетной системы в Южной Корее и осложнениям в отношениях с важными торговыми партнерами КНР (Япония, Южная Корея).

И в недалеком будущем, когда более 200 боевых кораблей ВМС США разместятся в акватории Тихого океана и будут контролировать воды, омывающие Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, Китай может оказаться под еще большим давлением со стороны США и его союзников.

В озвученном 26 апреля совместном заявлении госсекретаря США Р.Тиллерсона, министра обороны Дж.Мэттиса и директора национальной разведки США Дэна Коатса говорится о том, что Вашингтон намерен добиваться своих целей путем дальнейшего ужесточения санкций и дипломатического давления на КНДР.

Таким образом, узел повышенной напряженности в Северо-Восточной Азии продолжает оставаться весьма далеким от своей развязки.

То, что в настоящее время происходит в СВА, непосредственно затрагивает интересы национальной безопасности России.

Целенаправленное сосредоточение значительных воинских формирований США в регионе и заявления северокорейского лидера Ким Чен Ына о готовности к превентивному удару с использованием ядерного оружия могут привести к значительным людским потерям, надолго и серьезно подорвать общую стабильность, взаимодействие и сотрудничество в регионе. Это в высшей степени нежелательный сценарий развития событий.

Выход один – только посредством переговоров и компромиссов с участием всех заинтересованных сторон искать пути решения проблемы. Россия всегда последовательно выступала за скорейшее возобновление шестисторонних переговоров, укрепление мира и взаимовыгодного сотрудничества в регионе, в том числе в трехстороннем формате: Россия, КНДР и Республика Корея.

Автор: Константин Кокарев


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ





Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта