Почему погиб разведывательный корабль проекта 861 «Лиман»? В результате теракта вражеской державы или вопиющего разгильдяйства командования судна? Разговоры о плохой видимости и тумане — из морских историй XIX века. Ведь «Лиман» был перенасыщен электроникой и имел несколько радиолокационных станций (РЛС).
Что в таких случаях стоит делать? В первую очередь предотвратить возможность потенциальному противнику ознакомиться со сверхсекретной разведывательной аппаратурой на борту «Лимана».
Стоит вспомнить, как 1970-1980-х годах американские подводные лодки ставили «коконы» с подслушивающей аппаратурой в Белом море и у берегов Камчатки, на самом севере Охотского моря.
Так, в 1974 году американцы подняли с пятикилометровой глубины в Тихом океане затонувшую советскую ракетную подлодку К-129. А четырьмя годами ранее, 24 июня 1970 года, американская атомная подводная лодка «Тогот» вошла в закрытое советское Охотское море и протаранила нашу К-108.
Подобных эпизодов можно привести еще много. И во всех без исключения случаях советский военно-морской флот, мягко выражаясь, «просыпал» операции янки.
В чем преуспели наши власти, так это в засекречивании американских спецопераций от собственного народа. О них мир узнал только через несколько лет. К слову, из тех американских же публикаций.
Сейчас есть все основания полагать, что ЦРУ и другие разведки НАТО сделают все возможное, чтобы поднять спецоборудование «Лимана».
Предотвратить это элементарно: cледует немедленно с помощью авиации и надводных кораблей поставить гидроакустические буи в районе гибели судна, а у самого корпуса на глубине установить мины, которые будут совершенно безопасны для надводных кораблей.
Командование Черноморского флота может немедленно объявить о начале работ по подъему «Лимана» и одновременно о получении «оперативным путем» информации о подготовке некими «террористическими организациями» подъема спецоборудования с борта «Лимана».
В связи с этим правительство РФ наверняка обратится к премьер-министру Турции Эрдогану с просьбой не посылать в район гибели «Лимана» турецкие подводные лодки.
Заметим, что никаких подводных лодок или иных подобных аппаратов, кроме турецких, в Черном море физически не может быть. Проход подлодок нечерноморских государств категорически запрещен конвенцией Монтрё 1936 года.
Так что в случае появления подводного аппарата неизвестной национальности в районе гибели «Лимана» российские корабли и самолеты имеют право на сброс глубинных бомб.
Если же руководство ВМФ сочтет подъем «Лимана» невозможным, есть еще один выход: перекрыть доступ потенциальному противнику к секретной аппаратуре. Такие прецеденты были и есть.
Так, 30 августа 1974 года в нейтральных водах Черного моря затонул советский большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61, часть его аппаратуры удалось поднять, а часть нет. В итоге к борту «Отважного» было доставлено 124 тонны тротила, а уже 23 декабря 1977 года затонувший БПК разлетелся на мелкие куски.
Надо ли говорить, что если наше военное руководство в очередной раз проспит американскую спецоперацию, то это может создать Кремлю серьезные проблемы как во внешней, так и во внутренней политике.
Автор: Александр Широкорад
Совершенно согласен с автором, хочется к этому добавить что существуют вещи которые не измеряются только лишь стоимостью затрат в денежном эквиваленте, в конечном итоге мы можем потерять значительно больше чем несколько миллионов долларов, необходимых на подъём данного разведывательного судна, далеко не всё можно измерить деньгами, по этому нужно подходить к решению этой задачи в первую очередь не со стороны затрат на операцию, а со стороны возможных потерь для национальной безопасности нашего государства.
Сначала, надо поставить над ним, наш ботик, с водолазами и спецапаратурой. Чтобы не шастали там, кто не попадя.