Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кто потеснит Boeing и Airbus в 2017 году?

Парное катание на небесах подошло к концу: на территорию Boeing и Airbus бесцеремонно ворвался канадский Bombardier.

14 декабря 2016 года среднемагистральный узкофюзеляжный Bombardier SC300 компании AirBaltic совершил первый коммерческий полет из Риги в Амстердам.

И это только начало потрясений для монополистов рынка гражданского самолетостроения — в ближайшие два года в компании среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов станет еще жарче: дебютируют китайский C919 и российский МС-21-200.

Кто потеснит Boeing и Airbus в 2017 году?Сегодня главная движущая сила мировой гражданской авиации — среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты.

Эволюция гражданских лайнеров вывела новое поколение самых востребованных воздушных судов — самолеты, способные летать на расстояние до 6000 км без дозаправки, перевозить до 160 пассажиров, забираясь на высоту до 12,5 км, что позволяет экономить топливо из-за меньшего сопротивления воздуха.

Так высоко прежде летали только бизнес-джеты. Сегодня на данный тип самолетов приходится 78% авиационных пассажирских перевозок. По сравнению с широкофюзеляжными самолетами, типичные представители которых, например, всем известные Boeing-747 и наш ИЛ-96, — на узкофюзеляжных перевозка одного пассажира внутри континента обходится значительно дешевле.

Как республиканцы и демократы, как тори и виги, гражданское пассажирское небо до этой зимы делили Boeing и Airbus. Boeing по праву старшего: 737-й — признанный рекордсмен по числу перевозок за всю историю гражданской авиации, — летает с 1968 года.

Сейчас в небе — более 8000 самолетов этого бренда 10 различных модификаций. Каждые 5 секунд в мире садится или взлетает Boeing 737. Своей очереди на сборку ждут еще 4000 самолетов и начинается выпуск Boeing 737 MAX 7.

Европейский консорциум Airbus S.A.S со своим семейством A320 младше Boeing 737 на двадцать лет. С конца 1980-х он выпустил более 7000 самолетов. Самую современную модель этой серии — Airbus A319Neo с новыми двигателями, первой закупила Lufthansa в январе 2016 года.

И вот в декабре 2016 года авиакомпания AirBaltic сделала неожиданный ход — выбрала в качестве основного самолета суперсовременный, но малоизвестный обычным пассажирам канадский Bombardier. У прибалтийского лоукостера железная аргументация: Boeing 737 — это усовершенствованные технологии 1960-х, Airbus — разработки 1980-х, а Bombardier — идеи и технологии XXI века.

В корпусе Bombardier SC300 — 46% композитных материалов и 24% алюминиево-литиевых сплавов, что делают его почти на 4 т легче, чем конкуренты Boeing и Airbus. Соответственно, новый Bombardier расходует на 20% меньше топлива.

Его практический потолок достигает 12,5 км, что на 1000 м выше, чем у Boeing 737 Classic. Новейшая конструкция сокращает предполетную подготовку лайнера. И таким образом, канадский самолет на 15% дешевле конкурентов в эксплуатации.

Все преимущества новых технологих могут испытать не только авиакомпани, взявшие в эксплуотацию CS300 , но и их пассажиры. Салон нового Bombardier вмещает до 145 человек, а расстояние между кресел и их ширина (48 см вместо 43 см у классического Boeing 737) позволяет разместиться пассажирам с комфортом бизнес-класса. Приятная деталь: размер окон у Bombardier CS300 вдвое больше, чем у Airbus и на четверть, чем у Boeing.

[quote align=»left»]Турция готовится озвучить свои новые кавказские инициативы

Турция готовится озвучить свои новые кавказские амбиции

[/quote]И, пожалуй, самое главное для пассажиров: шум в салоне CS300 в четыре раза слабее, чем у конкурентов. Создатели самолета задали новую планку экологических стандартов — выбросы CO2 и NOX сокращены на 20% и 50% соответственно. А это не только забота об окружающей среде, но и важнейшее конкурентное преимущество.

Авиакомпании при обновлении самолетного парка ориентируются не только на технические и экономические характеристики, но и на перспективные экологические стандарты ICAO (Международная организация гражданской авиации).

Впрочем, очевидное первенство Bombardier будет недолгим. Следом за канадцами в 2017 году на рынок узкофюзеляжных самолетов выходит еще один игрок из низшей лиги. Российская корпорация «Иркут» выпускает новый самолет МС-21-200 — главную надежду российского гражданского авиастроения, по своим заявленным параметрам опережающую большинство современных разработок конкурентов.

Эта модель напоминает Bombardier СS300, но вместительнее — в «Иркуте» 176 пассажирских кресел. Как и канадский самолет, российский построен по самым современным технологиям с использованием композитных материалов и с такими же двигателями Pratt & Whitney (в ближайшей перспективе на этих самолетах будет устанавливаться отечественный двигатель ПД-14).

Экономичные двигатели и облегченный корпус позволяют экономить до 13% топлива по сравнению с Boeing и Airbus. «Ирукут» планирует продавать МС-21 российским авикомпаниям, в страны СНГ, но главная цель — перспективные азиатские рынки, которые растут на 7-15% в год.

Но там однако их ждет серьезный соперник. В 2018 году на рынок среднемагистральных самолетов выходят китайцы. Корпорация Commercial Aircraft Corp. of China COMAC объявила о начале производства самолета C919, который станет продуктом кооперации авиапроизводителей со всего мира. C919 рассчитан прежде всего на эксплуатацию в «своих» авиакомпаниях, которых государство может заставить покупать свой самолет. А если все пойдет по плану, COMAC будут конкрурировать и с крупнейшими мировыми производителями.

Автор: Леонид Павленко

Тема Mission News от Compete Themes.