План или пропал. Российская элита перестала надеяться на «русский национальный авось» и потихоньку осознаёт необходимость развития подконтрольной территории.
С грехом пополам недовыполнив собственные антикризисные рекомендации, правительство Медведева готово явить народу «антизастойную экономическую стратегию» на ближайшие не то 7, не то 8 лет. Ради такого главе кабмина даже с «заклятым другом» Алексеем Кудриным пришлось помириться.
С одной стороны, похвально! Ибо «ёжики в тумане» без чётких ориентиров откровенно задолбали 145-миллионное население, которому остаётся уповать разве что на Путина и его «жалобную книгу» в виде прямых линий. С другой — без президентского пинка и тут не обошлось.
Если бы глава государства не обратил внимание на необходимость долгосрочного планирования, ленивая вертикаль власти так и жила бы сегодняшним днём, не заглядывая дальше собственного носа.
Шевелиться вынуждает инстинкт самосохранения, простимулированный приближением финальной путинской шестилетки. Подчиняясь ему, элита вынуждена не просто наступать себе на горло, но и ломать вековые устои. Арест «гайдаровца» Улюкаева и проверки в офисах РОСНАНО разорвали сразу несколько шаблонных представлений о президентском стиле управления.
Оказалось, что принцип «своих не бросаем» не распространяется на откровенных мерзавцев. Публично «распяли» не какого-то проворовавшегося функционера, отвечающего за охрану труда, а министра, несущего прямую ответственность за нахождение национальной экономики «на дне».
Губернаторам велено приготовиться к удару. Не каким-то конкретным и провинившимся, а всему корпусу. Правительство Медведева готовится к ликвидации института «кормления», существовавшего на Руси с XII по XVI век и возрождённого президентом Путиным в 2005-м году с отменой прямых «нефильтрованных» выборов глав субъектов федерации.
На голодный паёк президентских ставленников, конечно, не посадят, но и бесконечно жировать на деньги из федерального бюджета им никто не позволит. С 2017-го года меняется порядок предоставления дотаций и субсидий регионам.
Отныне средства будут выделяться не на «общие нужды» с последующим губернаторским распределением по своему усмотрению, а на покрытие бюджетного дефицита и целевые экономические, социальные и инфраструктурные проекты, за которые каждому главе региона придётся ответить перед правительством, что резко сужает их финансовую автономию.
[quote align=»left»]
Грядущий развал Саудовской Аравии
[/quote]Регионы-доноры типа Татарстана, ХМАО и Тюменской области, имеющие запас прочности, не получат из казны практически ничего. Зато многострадальные Псковская, Кировская и Смоленская области, регионы Русского Севера и Сибири обретут шанс выйти из многолетней стагнации за счёт перезапуска ключевых отраслей. Общая сумма вливаний увеличится на 9% до 1,6 триллиона рублей, или 26,2 миллиардов долларов. Много это или мало?
Если сравнивать со стоящей на паперти Украиной — речь идёт о колоссальной цифре, которая, в то же время, не идёт ни в какие сравнения с доступными кредитными ресурсами, на которые опираются экономики развитых стран.
Де факто 85 регионов переходят к «ручному финансово-хозяйственному управлению» из центра, что, в целом, вписывается в экономическую антикризисную канву. Выводить страну из тупика доверят монополиям и сверхкрупному бизнесу. Монстрообразная корпорация «Ростех» с триллионными оборотами вот-вот закончит поглощение «Уралвагонзавода».
Предприятие-сверхгигант, производящее танки и грузовые железнодорожные платформы, переподчинят Сергею Чемезову. Старому путинскому соратнику, пригревшему в разветвлённой структуре опального экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, уже поручено довести долю гражданской продукции на военных предприятиях до 50%.
По замыслу президента и правительства, именно с оборонки должен начаться переход национальной промышленности на новый технологический уклад. На первый взгляд решение спорное, единожды не оправдавшее себя, но другого выхода при нынешнем состоянии инженерно-конструкторской мысли в других отраслях может и не быть.
Укрупнение и консолидация характерны не только для высокотехнологичных производств, но и для сырьевой промышленности. Государство объединило активы «Роснефти» и «Башнефти», сохранив за собой контрольный пакет акций предприятия после продажи увесистой доли доли акций швейцарскому трейдеру Glencore и катарскому инвестиционному фонду.
Похожая тенденция наблюдается в розничной торговле и банковском секторе. Крупные федеральные сетевые игроки медленно, но верно выдавливают мелких и средних конкурентов из высокомаржинальных сегментов бизнеса.
Таким образом, за два года кризиса Россия ни на дюйм не приблизилась к западной модели рыночной экономики, сделав громадный шаг в сторону государственного капитализма, который принято считать энергозатратным и неповоротливым.
А там и до плановой командно-административной модели с пятилетками рукой подать. Ставка на неё сыграет, если глобальное противостояние с Западом будет продолжаться ближайшие десятилетия и окажется провальной в случае быстрой геополитической оттепели.
Автор: Сергей Рунько