Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Призрак на Балканах: НАТО в панике

Некоторые языки созданы специально для того, чтобы не облегчать общение между людьми, а напротив — максимально его затруднять.

Например, язык дипломатии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Мы наблюдали увеличение российского присутствия, в том числе на западе Балкан. Мы не противодействуем российской пропаганде пропагандой, мы будем противодействовать ей открытыми свободными дебатами, потому что верим, что правда преобладает».

Призрак на Балканах: НАТО в панике А также, по его словам, альянс «не стремится к конфронтации с Россией, но верит в суверенное право каждой страны на принятие решений о своем будущем».
И понять, что он имел в виду под этими фразами, без знания современного политического расклада на Балканах весьма непросто.

Черные люди темной ночью

Казалось бы, ясность вносят следующие слова Столтенберга, цитируемые международными СМИ: «Я видел сообщения об участии российских граждан в серьезных инцидентах в Черногории в день голосования. Этот вопрос расследуют власти в Черногории. Я знаю, что Сербия помогла и способствовала прояснению фактов в отношении этого инцидента в Черногории в день голосования».

Генсек НАТО прозрачно намекает на два недавних события. Во-первых, 16 октября нынешнего года в Черногории состоялись парламентские выборы, победу на которых одержала правящая Демократическая партия социалистов во главе с действующим премьер-министром Мило Джукановичем.
Основная полемика между ДПС и оппозиционным ей Демократическим фронтом развернулась как раз по поводу вступления страны в НАТО.

Джуканович и его сторонники являются последовательными адептами евроинтеграции, и их победа запустила механизм: на данный момент за принятие Черногории в стройные ряды альянса высказались уже 15 государств, входящих в блок, в том числе и США (для принятия необходима ратификация протокола всеми 28 странами НАТО), и мало кто сомневается в том, что весной 2017 года это случится.

Во-вторых, во многом победа ДПС стала возможной благодаря довольно сомнительному пропагандистскому трюку — в день голосования СМИ распространили сообщение о том, что некие «граждане Сербии» задержаны по подозрению в попытке организации государственного переворота, планировании терактов и убийства Джукановича. Сербы всегда были последовательными противниками независимости Черногории, и поверить в то, что они «умышляли недоброе» для черногорцев не составило никакого труда. И, кстати, явка на выборах стала рекордной за всю историю страны — свыше 70%.

[quote align=»left»]Под бурные овации: старушка Меркель одобрила развал Германии

Под бурные овации: старушка Меркель одобрила развал Германии

[/quote]Более того, очень быстро появились обвинения в адрес России — мол, именно она помогала Сербии финансировать и организовывать заговор. Доказательств столь серьезных обвинений до сих пор не предъявлено — кроме озвучивания некоторых фамилий задержанных, относительно которых пока можно лишь говорить, что в самой Сербии они находились в розыске за экстремизм.

Естественно, что и Россия, и Сербия категорически опровергли слухи о причастности к каким-либо заговорам, существовавшим ли в реальности, придуманным ли для поднятия рейтинга сторонников евроинтеграции.

Все это объясняет слова Столтенберга об «участии российских граждан». Однако не проливает свет на то, чего же он боится сегодня: выборы в Черногории прошли, Джуканович победил, процедура принятия Черногории в НАТО запущена. О каком расширении влияния России в этих условиях можно говорить, с какой пропагандой бороться, и с кем и о чем собирается высокопоставленный чиновник «открыто дебатировать»?

Новые друзья и старые враги

Ответ на эти вопросы дать нетрудно — на «западе Балкан» в НАТО нынче не входят всего три страны: Босния-Герцеговина, Македония и Сербия. Генсек имел в виду именно последнюю, о чем косвенно и проговорился, упомянув ее во фразе о «российских гражданах».

Потому что если в Черногории вопрос о вхождении в военный блок уже решен, то в Сербии дебаты об интеграции в ЕС и НАТО в самом разгаре, причем в разгаре, как выясняется буквально сейчас, предвыборной кампании.

[quote align=»right»]Просят о пощаде? Почему террористы умоляют выпустить их из Алеппо?

Просят о пощаде? Почему террористы умоляют выпустить их из Алеппо?

[/quote]Правительство Сербии контролирует Сербская прогрессивная партия, имеющая большинство в Скупщине (парламенте страны): ее лидер Александр Вучич является премьер-министром, а пост президента занимает другой член СПП — Томислав Николич. Политическая система устроена таким образом, что Скупщина может инициировать досрочные парламентские выборы, что, кстати, уже было сделано весной нынешнего года.

И Вучич на днях заявил, что следующие выборы, снова досрочные, возможно, будут совмещены с президентскими, которые должны пройти весной 2017 года.

Зачем и куда торопятся СПП и Вучич? Они хотят выиграть еще год — полномочия Скупщины действительны на четыре года со дня избрания, и должны были бы прекратиться в 2020 году, а трюк с досрочными выборами даст «прогрессистам» (в победе которых никто не сомневается) во власти еще и 2021 год.
Но на такой шаг они могут идти только в одном случае — если не уверены в том, что будут сохранять влияние и не терять голоса в ближайшие годы.

Вучич и его сторонники как раз в этом и не уверены. В Сербии сейчас нарастает жесткая и интенсивная полемика по двум вопросам, на самом деле тесно друг с другом связанным — экономическим реформам и евроинтеграции.

«Прогрессисты» — сторонники вхождения страны в ЕС, о чем твердят постоянно. Однако среди сербов много противников этой идеи — в основном из-за того, что оппоненты «прогрессистов» смогли в общественном сознании увязать вступление в ЕС с вхождением в НАТО.

А НАТО в Сербии популярностью не пользуется. События конца прошлого века, роль альянса в распаде Югославии, а особенно бомбардировки в 1999 году, до сих пор «стучат в сердца» простых сербов, да и в буквальном смысле находятся перед глазами — в самом центре Белграда все еще не восстановлено разрушенное натовскими бомбами здание бывшего Генштаба армии Югославии.

Так что львиная доля риторики и убеждений самого Вучича и членов правящей партии уходит на «проведение тонкой грани» между ЕС и НАТО — мол, Евросоюз — это одно, военный блок — другое, в первый нам надо, во второй пока погодим».

Но фальшь и недосказанность таких заявлений чувствуются, и полемика не утихает.

К тому же если до сих пор «евроскептики» в Сербии были раздроблены на кучу мелких партий и движений, то теперь у них есть фигура, вокруг которой многие могут объединиться — в марте нынешнего года Международный трибунал в Гааге по бывшей Югославии полностью снял все обвинения с Воислава Шешеля, лидера Сербской радикальной партии и всех националистов (процесс над ним тянулся с 2003 года). И он может вернуться к полноценной политической карьере.

Так что именно в Сербии лидерам НАТО есть чего сегодня опасаться — противники евроинтеграции, естественно, будут стремиться к союзу с Россией, и в этой борьбе, может статься, не удастся отделаться только «открытыми дебатами»…

Автор: Дмитрий Копалиани

Тема Mission News от Compete Themes.