Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Наследники Османской империи. На какие территории претендует сейчас Турция

Весь мир давно забыл об империи османов, распавшейся около ста лет назад. Но о ней хорошо помнят в Турции, и власти этой страны прилагают все усилия, чтобы тем или иным путём вернуть себе контроль над «несправедливо» ушедшими от них территориями других государств.

— Старые иракские города Киркук и Мосул были нашими, — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на официальном мероприятии 23 октября в городе Бурса, рассказывая о дальнейших целях военной операции «Щит Евфрата» в иракском Курдистане.

15 октября, выступая в носящем его имя университете в городе Ризе (областной центр на северо-востоке Турции), Эрдоган сказал, что Турция не может игнорировать своих «родственников» на Балканах, в Сирии, Ираке и других регионах.

Наследники Османской империи. На какие территории претендует сейчас Турция— Некоторые историки считают, что границы, установленные Национальным соглашением, включают Кипр, Алеппо, Мосул, Эрбиль, Киркук, Батуми, Салоники, Кырджали, Варну и острова Эгейского моря, — заявил президент Турции.

И это не просто голословные заявления. 23 марта 2013 года популярная турецкая газета Milliyet, внимательно прислушивающаяся к позиции правительства, опубликовала карту возможных территориальных расширений Турции за счёт соседей. Эта карта совпадает с нынешними заявлениями Эрдогана. В новую Турцию здесь включены и сирийский Алеппо, и иракские Мосул с Киркуком, и острова Эгейского моря вместе с Кипром, и восток Греции с Салониками, и болгарские Родопы с центром в Кырджали с черноморским побережьем с Варной, и грузинский Батуми.

Наследники Османской империи. На какие территории претендует сейчас Турция— Нас спрашивают, почему вы интересуетесь делами Ирака, Сирии, Грузии, Украины, Крыма, Азербайджана, Карабаха, Балкан, Северной Африки (современная Ливия официально до 1923 года считалась автономией в подчинении Турции, до этого османам принадлежали также Алжир, Тунис и Египет), — пояснил в выступлении в Ризе Эрдоган.

— Братья и сёстры, я спрашиваю вас, разве можно отличить Ризе от Батуми? Разве мы можем думать отдельно об Адрианополе (турецкий Эдирне, центр принадлежащей Турции Восточной Фракии.) и Салониках и Кырджали? Разве мы можем согласиться, что не связаны Алеппо и Газиантеп (города в Турции), Мардин (город в Турции) и Хасеки (областной центр на северо-востоке Сирии), Сиирт (город в Турции) и Мосул? Турецкий лидер сделал следующий вывод, апеллируя к Национальному соглашению 1920 года.

— Мы говорим на одном языке, мы разделяем ту же культуру для нас, чтобы думать о себе как отдельной Средней Азии в Сибири, мы не должны отрицать наши корни, — считает президент. — Да, это наши Ирак, Сирия, Ливия, Крым, а также Карабах, Босния и другие братья, и наша обязанность и право заботиться об этих регионах. Перед этим Эрдоган вызвал публичный протест МИД Греции, заявив 29 сентября на встрече в Анкаре с мухтарами (главами сельских поселений) о том, как державы-победительницы в Первой мировой войне после неё навязали туркам несправедливые договоры.

— Они вынудили нас к подписанию Севрского договора 1920 года и уговорили подписать Лозаннский договор в 1923 году. Кое-кто пытался обмануть нас, представляя этот договор как победу, — говорил турецкий лидер.

— Но всем всё понятно. В Лозанне мы отдали Греции острова в Эгейском море, крик с которых слышен на нашем берегу. Там есть наши мечети и наши святыни. Мы до сих пор боремся за шельф. Эти проблемы возникли из-за тех, кто сидел за столом в Лозанне и не смог защитить наши права. Правда, как напомнила на следующий день турецкая газета Hurriyet, острова в Эгейском море были отданы Греции не Кемалем Ататюрком и не в 1923 году, а десятилетием ранее османским султаном Мехмедом V после поражения в Балканской войне. Но вряд ли подобные детали сильно интересуют современный турецкий истеблишмент.

— Цель (такого рода заявлений): ликвидировать Турецкую Республику и воссоздать на её месте Османскую империю, — отметил газете Cumhuriyet известный историк Синан Мейдан, добавив, что эта тенденция ускорилась после неудачного военного переворота 15 июля.

Стоит уточнить, что фактическим создателем и главным идеологом неоосманизма в начале нулевых годов стал политолог Ахмет Давутоглу, позже приближённый Эрдогана. В 2009—2015 годах он занимал пост министра иностранных дел Турции, а с августа 2014 года — пост премьер-министра и главы правящей партии. Эти полномочия передал своему младшему соратнику Эрдоган, избравшийся на пост президента страны.

— Мы вернём наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш (в Дарданеллах во время Первой мировой войны. — Прим. Лайфа), теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция, — заявил Давутоглу, выступая 9 февраля этого года на заседании парламентской фракции ПСР.

Ранее, 24 октября 2009 года, во время визита в Сараево (столица Боснии и Герцеговины) министр иностранных дел Турции сделал в интервью местной мусульманской газете «БХ дани» ряд резонансных заявлений, предвосхитив в них Эрдогана.

Эрдоган пообещал Порошенко поддерживать претензии Украины на Крым

— Анатолия (центральная область Турции) принадлежит вам. И мы уверены, что Сараево наше, — заявил Давутоглу. — Османская история Балкан — это успешная история, и теперь её надо обновить… Мы хотим восстановить такие Балканы…

В мае этого года Давутоглу на посту премьер-министра сменил Бинали Йылдырым, но, как видим, неоосманская риторика власть предержащих в Турции только усилилась. Напомним, 21 октября Йылдырым заявил о готовности турецкой армии принять меры для наведения порядка в Ираке за пределами проводимой ныне Турцией военной операции. Видимо, вплоть до Мосула и Киркука.

Планы эти идут достаточно далеко, ведь 15 октября Эрдоган заявил также, что возглавляемая им Турция «не может оставить Ливию, Египет, Боснию, Афганистан наедине с их проблемами».

Автор: Владислав Мальцев

Тема Mission News от Compete Themes.