Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Газпрому» пора перестать верить в Европу и стать реалистом

Последние новости от российского газового гиганта, возможно, разочаруют молодых людей, все еще рассматривающих «теплое место» в «Газпроме» как предел своих мечтаний. По данным РБК, «Газпром» расформировал подразделение 337, отвечавшее за «Южный поток» (SouthStream), сообщив о предстоящем увольнении не менее чем ста менеджерам.

Интересен тот факт, что этот департамент вообще существовал до сих пор, хотя «Газпром» еще в декабре 2014 года объявил о своем намерении поставить крест на «Южном потоке» из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии и «проевропейского» болгарского кабинета министров во главе с Бойко Борисовым.

"Газпрому" пора перестать верить в Европу и стать реалистом

Объяснить это можно только информацией о том, что заточенные под «Южный поток» газпромовские структуры плавно переключались на работу над недавно восставшим из пепла российско-турецких отношений «Турецким потоком» (TurkishStream) – проектом куда более реалистичным. Правда, и «Турецкий поток» в какой-то момент должен получить разрешение на свое развитие от Еврокомиссии, что не внушает оптимизма относительно его будущего.

Понятно, что России нужно искать пути доставки газа и нефти на свой традиционный рынок – в страны Западной и Центральной Европы. Но «Газпром» в своей вере (или желании верить?) в объективность европейских структур напоминает студента Сему из рассказов Михаила Зощенко. Этот влюбленный студент, если помните, не оставлял своих притязаний даже в ситуации неоднократных мордобитий от вставшего на его пути соперника-водолаза – товарища Филиппова.

Роль товарища Филиппова по отношению к «Газпрому» выполняет Евросоюз (ЕС). Еще с середины 1990-х годов эта организация взяла курс на саботаж любых проектов доставки российских энергоресурсов в европейские страны. Назывался саботаж, естественно, приличным длинным выражением – «снижением энергетической зависимости ЕС от России». Но творился этот саботаж открыто, с обсуждением деталей того, как лучше уязвить Россию.
[quote align=»left»]

«Северный поток – 2»: Украина в панике«Северный поток – 2»: Украина в панике

[/quote]
А большая часть масс-медиа в России, включая и те, что финансируются «Газпромом», многие годы предпочитала этого не замечать, разглагольствуя о пользительности «европейской интеграции» для России. Возможно, поэтому «Газпром» и его западные партнеры ведут себя так, как будто Евросоюз и такие страны, как Польша или Литва, настроены к России нейтрально и даже дружественно.

Неприличная игра

Вся эта игра становится просто неприличной на фоне жесткого афронта, который получает, например, проект еще одной «нитки» «Северного потока» — NordStream 2. «Красный свет», который зажёг польский антимонопольный регулятор UOKiK этому проекту с участием «Газпрома» и западноевропейских фирм, можно было легко предсказать.

В свое время, в первом десятилетии двадцать первого века, Польша из ненависти к «Газпрому» отказалась даже от экономически выгодных ей проектов – например, от строительства на своей территории второй ветки газопровода «Ямал-Европа». Тогда же, несмотря на огромные экономические выгоды проекта, Варшава заблокировала строительство на своей территории трубопроводной перемычки, которая связала бы идущий по территориям Украины и Словакии старый трубопровод «Дружба» с построенной вопреки сопротивлению польских властей первой ниткой газопровода «Ямал-Европа».

А ведь в Польше в это время у власти была партия SLD– «Союз демократических левых сил», наследница просоветской Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). Тем не менее и эти «социал-демократы» во главе со своим лидером Александром Квасьневским, говорившим по-русски и всячески старавшимся не оскорблять Россию словесно, к «Газпрому» отнеслись неласково.

«Газпром» был объявлен в Польше, как и всюду на Западе, «экономическим оружием» России, несмотря на явно противоречащие этому факты: наличие у газового гиганта западных акционеров, финансирование им влюбленной в ЕС радиостанции «Эхо Москвы», четкое следование европейскому законодательству и т.д. Теперь у власти в Польше бесноватые националисты из партии «Право и справедливость», норовящие упрятать некоторых деятелей SLD в тюрьму за «измену Польше в интересах России».

Но этим летом «Газпром» тем не менее по наущению западных партнеров обращается за разрешением на NordStream 2 к польскому антимонопольному регулятору, надеясь, что польское Управление охраны конкуренции и потребителей (UOKiK) возьмет, да и даст разрешение на строительство, от которого Польша, в отличие от отвергнутой социал-демократами перемычки, еще и не получает никаких материальных выгод.

Ожидаемое «Нет»

Естественно, UOKiK сказало свое «нет», несмотря на прибытие в Варшаву солидной делегации, представлявшей «Газпром» и его партнеров по консорциуму, – западноевропейские фирмы OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (выделена из немецкой E.On), имеющие по 10% в проекте. После польского афронта эти партнеры вышли из проекта, и теперь «Газпром» будет тянуть «нитку» на свои средства, обеспечивая европейскую энергетическую безопасность в одиночку.
[quote align=»right»]

«Северный поток-2» смывает польскую плотину«Северный поток-2» смывает польскую плотину

[/quote]
Если верить прессе, на попытку получить разрешение от UOKiK «Газпром» согласился по настоянию немецких партнеров. Это хоть как-то извиняет наивность подобного шага. Но наверняка помимо мудрых советов партнеров на действия российского газового гиганта влияет и старая, обанкротившаяся внешнеэкономическая философия девяностых. Европа, мол, следует своим экономическим интересам, надо только материально заинтересовать главных «бенефициаров» Евросоюза – немцев.

Увы, при контактах с Россией не только Польша или страны Балтии, но и руководство всего Евросоюза в целом, включая руководство ФРГ, часто действуют вопреки экономическим интересам европейских же стран и европейского бизнеса. К этому пора привыкнуть. Европа сейчас проходит очередной приступ идеологического безумия – может быть, не такого острого, как периоды наполеоновских войн или нацистского владычества, но зато более затяжного и лицемерного.

Следуя «европоцентрическим» в своей основе лозунгам о собственной демократической и правовой исключительности, Евросоюз ввязался в самоубийственную авантюру по смене режимов в Ливии, Сирии, Украине. Надеяться, что внешнеполитическое безумие не затронет европейские суды, не говоря уже о всякого рода регуляторах, — крайняя степень наивности. Долгое время наша пресса оставалась почти слепа к проявлениям этого нового европейского безумия.

Часть широкой публики и почти вся элита (включая, вероятно, и менеджеров «Газпрома») списывали разумные на самом деле предупреждения на счет паранойи, приравнивая предупреждения здравого смысла к кликушеству разного рода мистических космистов с бородами и без. Например, в российской прессе долгие годы почему-то не вызвали достаточного внимания и возмущения позорные шпиономанские статьи в Gazeta Wyborcza и в других польских изданиях, сообщавшие о некоем «шпионском кабеле», который «Газпром» якобы прокладывал рядом со строящейся трубой газопровода «Ямал –Европа».

Не получила у нас отклика и политическая травля, которой подверглись в польских газетах и государственных органах польские партнеры «Газпрома» — фирма Bartimpex и ее глава Александр Гудзоватый, ушедший из жизни в 2013 году после обрушившихся на него обвинений в связях с российскими спецслужбами.

Недешёвая наивность

Создается впечатление, что «Газпром» «развели» по старой, много раз опробованной на верящих в европейскую юстицию русских схеме: сначала богатые немецкие «гранды» вступили в сделку, создали впечатление, что своим богатством они легко задавят сопротивление каких-то там польских регуляторов, а когда регуляторы сказали «нет», немецкие гранды вдруг вышли из проекта, предоставив «Газпрому» тянуть лямку (то бишь «нитку») в одиночестве. Ибо у них в Европе, мол, коррупции нет, а потому слово регулятора – закон и для бомжа, и для миллиардера.

На самом деле регулятор, конечно же, не стал бы наглеть без сигнала от куда более значительных сил, чем его собственное правительство в Варшаве. Несмотря на декларируемые ФРГ намерения отделить экономические связи от политических склок России с ЕС, реальность сильно отличается от этих намерений. Даже обрадовавшая некоторых российских комментаторов статья в Frankfurter Allgemeine Zeitung, выражавшая сожаление о не состоявшемся пока проекте, на самом деле как раз показывает, как легко выгодная экономическая сделка может провалиться из-за политической мифологии.
[quote align=»left»]

Эксперименты по «избавлению зависимости от России»: Зачем нам СПГ-проектыЭксперименты по «избавлению зависимости от России»: Зачем нам СПГ-проекты

[/quote]
Вот что пишет автор статьи Андреас Мим: «При президенте Путине война вновь стала инструментом российской политики, что подтверждает пример Крыма. По краям Балтийского моря его военно-воздушные силы испытывают обороноспособность лежащих там стран – этакое добрососедство в путинском стиле. Доверие Европы к России в таких условиях подорвано. База для таких соглашений как Nord Stream 2 истончается. Ведь газопроводы должны связать поставщиков и потребителей на десятилетия, а Россия за последние несколько лет отошла от западных базовых ценностей.

Почему страна, которая топчет международное право ногами в ситуациях с Грузией, Украиной, допингом, — почему эта страна именно в вопросах доставки газа должна вдруг оказаться надежной?» Как видим, весь набор антироссийских фобий в современной безумной Европе легко может быть вызван из забвения по любому поводу, включая и экономически обоснованные проекты. Он выполняет роль кнопки уничтожения здравого смысла, которая может быть нажата в любой момент.

После всего произошедшего «Газпрому», да и другим «принимателям решений» в Москве явно стоит пересмотреть свой «европоцентрический» взгляд на внешние рынки для России. Вера в то, что Европа, как и США, просто защищает свои экономические интересы, — эта вера давно уже опровергнута фактами. А потому «Газпрому» стоит в ближайшие годы поостеречься в своих контактах с европейцами, заранее рассчитывая на самое несправедливое отношение с их стороны.

Всё вернётся

Нет сомнения, что после сворачивания нынешнего внешнеполитического безумия ЕС и США отношения Западной Европы и России вернутся к норме. В конце концов, при взгляде на географическую карту Евросоюз – это всего лишь полуостров на юго-западной оконечности огромной Евразии. Сам Бог велел этому полуострову пользоваться всеми ресурсами огромного континента.

Ни польский, ни немецкий народы не испытывают какой-то врожденной враждебности к России, происходящее – результат многолетней бесстыдной пропаганды. Но конца безумия надо еще дождаться. На данный момент никаких критических для себя выводов из, например, «майданной» авантюры ни немецкая, ни особенно польская элиты для себя не сделали.

Проявившие вопиющую некомпетентность экс-председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон покинули свои посты в назначенный срок, без упреков и со всеми полагающимися «золотыми парашютами». А польские политики – лоббисты «майдана» плавно переместились из правительственных кресел в Варшаве на посты в Евросоюзе (пример экс-премьера Польши Дональда Туска, ставшего главой Европейского Совета тут наиболее показателен).

Нетрудно дать ответ на вопрос, можно ли рассчитывать на объективное отношение таких людей к России. Особенно на их способность отделить экономические контракты крупных «евросоюзных» и российских фирм от политического контекста отношений России и ЕС.

Автор: Дмитрий Бабич

Больше в Экономика РоссииБольше записей в Экономика России »
Тема Mission News от Compete Themes.