Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Америка подсела на нефтяную иглу

В Соединенных Штатах давно действует закономерность, почти вошедшая у экономистов в поговорку: когда цены на нефть растут, экономике плохо: а когда они падают – становится лучше (when oil prices rise, the economy suffers; when they fall, growth improves). Впервые это было продемонстрировано во время нефтяного шока 1973 года, когда Саудовская Аравия, сегодня играющая на понижение цен на нефть, впервые выступила как «прайсмейкер» и одномоментно подняла цены в три раза.

До обвала, начавшегося в 2014 году, эта сентенция действовала безотказно. В этот раз, однако, пишет New York Times, низкие цены на черное золото почти не помогают первой экономике планеты. С мнение авторитетного издания согласны и большинство специалистов.

Америка подсела на нефтяную иглуЭффект дешевых энергоносителей сродни понижению налогов для потребителей, которым для того, чтобы наполнить бензобак, нужно меньше денег. Учитывая же, что большую часть нефти США по-прежнему импортируют, плюсы от дешевой нефти обычно значительно превышают ущерб, который они наносят местным нефтяникам. Да, каждый доллар, съекономленный потребителем, это доллар, потерянный производителем. Однако в случае с Америкой, речь идет в основном о производителях из-за рубежа. Хотя сейчас эта ситуация и начинает меняться в лучшую для США сторону.

Плюс и минус встретились

Сейчас, конечно, многое изменилось благодаря сланцевой революции, которая началась несколько лет назад. Убытки от падения цен на нефть оказались чересчур большими. Причем, убытки начинают сказываться очень быстро. Энергетические компании снижают инвестиции и увольняют рабочих. Плюсов же от дешевой нефти сейчас не только стало меньше, но и материализуются они намного медленнее, чем раньше.

Экономисты из JPMorgan Chase предсказали ровно год назад, что низкие цены на нефть прибавят темпам роста экономики США в 2015 году 0,7%. Сейчас они пересматривают свою оценку. Теперь, экономисты считают, что низкие цены на нефть могли в минувшем году не ускорить рост, а замедлить его на 0,3%.

Прогноз на этот год экономистов JPMorgan намного осторожнее – 0,1% прироста. По мнению аналитиков Goldman Sachs, влияние низких цен на темпы роста экономики минимальное – в районе 0%.

Плюсов сейчас стало меньше, а минусов больше. Обвал цен на нефть привел к корректировке глобальных финансовых рынков. Индекс Standard & Poor’s 500, к примеру, уже снизился в этом году на 10%.

Быстрый, как фрекинг

Дешевая нефть давит вниз инфляцию и тем самым ставит под угрозу планы ФРС довести процентную ставку в этом году до 1%, при нынешнем диапазоне 0,25–0,5%. Как раз 26-27 января ФРС будет обсуждать ставку впервые в этом году. В США, как и вдругих развитых странах, озабочены сегодня дефляцией, а не инфляцией.

Убытки производителей нефти отражают неожиданно резкий обвал после недавнего бума американской нефтегазовой промышленности. Доля капитальных вложений в нефтянке в 1985-2005 годах опустилась ниже 5% в год. В 2012-13 гг., однако, благодаря новым технологиям и, главным образом, фрекингу, этот показатель, утверждает Торстен Слок, главный экономист Deutsche Bank Securities, превысил 10%.

Фрекинг оказался очень гибкой технологией – его быстрее и легче в сравнении с другими способами добычи нефти как запустить, так и свернуть. Не удивительно, что ответ отрасли на падающие цены проявился сейчас значительно быстрее, чем рассчитывали экономисты.

Признаков, указывающих на неминуемые перемены к лучшему, пока нет. В отчете Международного энергетического агентства говорится, что стабильная добыча и падающий спрос могут заставить цены на нефть оставаться в самом низу еще продолжительное время.

Американцы практикуются в бережливости

И все же выросшая добыча нефти и газа привела в США еще и к снижению импорта энергоносителей. Как и раньше, доллары из карманов потребителей переходят в карманы производителей нефти. Только сейчас это в основном американские, а не иностранные нефтяники.

Лишь четверть (27%) нефти было куплено за границей в 2014 году. Это самый низкий показатель за последние три десятилетия, по данным Администрации энергетической информации США (IEA).

К тому же, американцы потратили в прошлом не все сэкономленные доллары, а немалую часть их отложили на черный день. С лета 2014 года объем сбережений физических лиц вырос приблизительно на 120 млрд долларов. Это не очень хорошо для экономики, так как инвестиционных денег в США достаточно, а не хватает как раз активности на потребительском рынке. Экономия расходуется, по по оценкам экспертов, в том числе на подешевевший бензин.

Сейчас низкие цены на нефть способствуют усилению проблем в экономике и в долгосрочном плане, ухудшая ожидания по инфляции. В ФРС стремятся к тому, чтобы цены поднимались примерно на 2% в год. Для выполнения этой задачи очень пригодилась бы и уверенность потребителей в том, что ФРС выполнит поставленную задачу. Однако уровень инфляции весь прошлый год оставался значительно ниже намеченных целей. Снижалась и уверенность потребителей. Так, исследование, проведенное Федеральным резервным банком Нью-Йорка, обнаружило, что ожидания потребителей по инфляции снизились с 3,3 до 2,8%.

Все это, конечно, сказывается на решимости ФРС и дальше повышать процентную ставку. Если еще несколько недель назад чуть более 50% инвесторов считали, что ФРС снова поднимет ставку в марте, то сейчас эта цифра снизилась до 30%. Скоро мы узнаем, а кто прав.

Источник: Эксперт

Тема Mission News от Compete Themes.