Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как готовится «автомайдан» на высших этажах власти

Всероссийская «Блокада Москвы» водителями большегрузов, намеченная на 30 ноября сего года, не состоялась. Она не отменена, а перенесена, поскольку сам повод — внедрение грабительской, как полагают сами дальнобойщики, системы «Платон» —- пока что остается на повестке дня.

Дальнобойщики дали шанс федеральной власти. «Мы решили дать время правительству и депутатам Госдумы, чтобы они отреагировали на прошлые акции и приняли соответствующие меры. Если водителей не отключат от системы «Платон», 3 декабря дальнобой пойдет на Москву», — приводят СМИ слова председателя российского профсоюза водителей-дальнобойщиков Александра Котова.

Красивое имя «Платон» получила внедренная с 15 ноября 2015 года система взимания платы с грузовых фур, разрешенная максимальная масса которых превышает планку в 12 тонн. Владельцам такого транспорта теперь придется рублем компенсировать тот вред, который их грузовики наносят российским дорогам из расчета 3 рубля 73 копейки за пройденный километр.

Часть получаемых от дальнобойщиков средств будет направляться в Дорожный фонд России, который, в свою очередь, за счет вырученных средств будет приводить федеральные трассы в надлежащее состояние. При этом оператором по сбору денег будет выступать не государство, а компания «РТ-Инвест», одна половина которой принадлежит Игорю Аркадьевичу Ротенбергу, а другая — госкорпорации «Ростех»…

Требования протестующих — не просто против всего плохого и за смену на все хорошее. Они, как и сами дальнобойщики, предельно конкретны — дополнительный оброк, точно работающий на карман его авторов и вряд ли на улучшение дорожной ситуации, должен быть отменен.

Водители большегрузов, являющиеся по большей своей части индивидуальными предпринимателями, и без того не обижают государство платежами всеми возможными отчислениями, включая и транспортный налог, ставка которого признана самой высокой в мире. На топливе и амортизационных расходах сэкономить также не получается.

Надо сказать, что протестующие владельцы фур до последнего искали пути цивилизованного диалога с властью. Так, на днях прошла встреча перевозчиков из Санкт-Петербурга и других регионов с главой Минтранспорта РФ Максимом Соколовым. Дальнобои как на духу изложили чиновнику свои претензии к самой системе и качеству ее работы (сырая, непроработанная, постоянно зависающая), но разошлись несолоно хлебавши — ни обещаний, ни резолюций. Только комментарий от представителя госкомпании Росавтодор, который заявил, что речи об отмене ранее принятого решения правительства идти не может.

На Москву

Ну а раз Москва не пожелала идти навстречу дальнобойщикам, те взяли инициативу в свои руки. На анонсированный «поход на Москву» власть, впрочем, отреагировала куда охотнее. Блогосфера быстро наполнилась рассказами о том, с какими приключениями довелось столкнуться тем водителям большегрузов, что решили колесами проголосовать против грабительского оброка. Кого-то развернули на выезде из своего региона, в колонне из Нижнего Новгорода заподозрили наличие взрывного устройства, кому-то припомнили давние штрафы… Власти на местах, хотя пока и не зверствуют особо, но ясно дают понять смутьянам, что проблемы с Центром им вовсе ни к чему.

Дальнобойщики у офиса системы взимания платы «Платон» во время акции протеста в связи с введением покилометровой оплаты проезда
Дальнобойщики у офиса системы взимания платы «Платон» во время акции протеста в связи с введением покилометровой оплаты проезда

Слабую надежду протестующим дает запланированное на 2 декабря обсуждение их проблемы на заседании Президентского совета по правам человека, на него приглашены и представители профсоюза. Вот только будет ли от этой встречи толк или она окажется лишь очередным сеансом душеспасительной беседы? Но вдруг вопросом плотно озадачится сам Владимир Владимирович?

Своим сомнением на этот счет поделился политолог Андрей Савельев:

«Власти совершенно не понимают, что такие вещи делать нельзя, тем более в угоду узкой группе олигархов. Власть действует просто иррационально, как будто не понимая всей опасности социального взрыва. Ведь дополнительный налог, налагаемый на перевозчиков, непременно и серьезно отразится на уровне инфляции»

Впрочем, если верить позиции правительства, выраженной устами того же министра Соколова, введение «Платона» — чуть ли не вынужденная мера. Дескать, дорожный фонд нужно приводить в порядок, а лишних денег в бюджете на это нет. И при всех своих недостатках внедренная система должна решить эту проблему. А шероховатости со временем сгладятся.

Семь раз проверь…

Но зачем же ставить столь рискованные эксперименты «на натуре», — недоумевает лидер партии «Автомобильная Россия», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Думаю, что единственный кардинальный выход из этой ямы, в которую уверенно загоняет себя правительство сейчас — это объявить хотя бы первый год функционирования системы «Платон» тестовым. То есть пусть она в течение года работает, но бесплатно, в тестовом режиме. Это позволит выявить все ее преимущества и недостатки, а через год уже можно было бы водителям, чиновникам, законодателям сесть за стол переговоров, обменяться информацией и предложить конструктивное решение, которое бы устроило всех», — предложил парламентарий.

Согласиться здесь можно как минимум с тем, что внедрение «Платона» без предварительного тестирования — это действительно глупая неосмотрительность власти, которая к тому же рискует обернуться серьезными проблемами на пустом месте. Дальнобойщики — не бесхребетная либеральная публика, не «креаклы» из модных кафешек на Бульварном кольце, не хипстеры и прочие «свободные художники». Дальнобои — простые мужики, в том числе те, которые еще вчера готовы были разгонять доморощенный «майдан», а теперь их по иронии судьбы самих записывают в ряды «ноябристов-декабристов».

Записывает кто? Не те ли власть имущие в высоких кабинетах, кто жаждет реванша за свои поруганные мечты, смешанные с грязной жижей на Болотной площади. Посмеиваясь над условным «уралвагонзаводом», который некогда испортил им всю малину, эти господа мягко подталкивают его к решительным действиям.

Автор: Виктор Мартынюк

Тема Mission News от Compete Themes.